Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
Высокоресурсный ремонт техники на базе научных достижений
22.03.2023
Высокоресурсный ремонт техники на базе научных достижений Директор компании «Техсервис» Павел Ионов — о ремонтной сфере, дилерских центрах и инновациях.

Созданная в 2021 году на базе Института механики и энергетики МГУ им. Н. П. Огарёва компания ООО «Техсервис» наращивает свои обороты. Взаимодействуя с крупными сельскохозяйственными, дорожно-строительными и коммунальными предприятиями, она осваивает новые рынки. Насколько ее деятельность соответствует представлениям об инновационном развитии отраслей экономики региона? Качественно ли оказывает услуги по ремонту? Чем отличается от дилерского центра? С руководителем предприятия Павлом Ионовым встретилась Елизавета Янькина.

Павел Александрович, с чего все начиналось?

— В 2010 году наша команда приняла участие в федеральной программе «Старт» от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в рамках которой было создано первое малое предприятие по ремонту гидравлических агрегатов. Со временем оно расширялось, наращивало обороты и в 2021 году было реорганизовано. Сейчас компания носит название «Техсервис». Мы оказываем услуги по ремонту сельскохозяйственной, коммунальной и дорожно-строительной техники, а также занимаемся внедрением новых технологий в ремонтное производство не только Мордовии, но и других регионов страны.

С какими предприятиями вы уже сотрудничаете?

— В первую очередь это предприятия АПК: ОАО «Агрофирма «Норов», ОАО «Агрофирма «Искра», АО «Агрофирма «Октябрьская», АО «ГК «Талина», АО «Птицефабрика «Чамзинская», ООО «Агросоюз»… Из дорожно-строительных компаний, пожалуй, выделю ООО «Мордовдорстрой», ООО «Сапфир», ООО «Бетон С», ООО «Саранский завод лицевого кирпича»… Всех не перечесть. Активно взаимодействуем с фирмами коммунального хозяйства: ООО «Ремондис Логистик», МП «Саранскгорводоканал», АО «ТФ «Ватт», АО «Газпром газораспределение Саранск»… Сейчас развиваем сотрудничество с предприятиями оборонно-промышленного комплекса нашей страны, автосервисами, сервисными и дилерскими центрами.

Сегодня много говорят про инновации. Какую роль играет ремонтная сфера в становлении экономики региона?

— Одна из самых актуальных тем сегодня — переход от сырьевой экономики к инновационной. На мой взгляд, и в ремонтной сфере есть место инновациям. У любой техники есть срок службы, продлить который помогает применение новых подходов в техническом обслуживании и ремонте. Считаю, что инновационная деятельность в ремонтной сфере должна быть сосредоточена на нескольких направлениях. Среди них импортозамещающие технологии ремонта, повышение качества и снижение себестоимости ремонта, повышение ресурса техники. Это особенно актуально в сегодняшней ситуации, когда из-за введенных санкций в связи со специальной военной операцией возникли серьезные проблемы с ремонтом зарубежной техники. Так, например, для Мордовии как аграрного региона простой сельскохозяйственной техники, особенно в уборочную кампанию, может повлечь серьезные экономические потери. Поэтому, считаю, развитие ремонтной сферы — одна из важнейших задач для экономики региона.

Чем ваша компания принципиально отличается от дилерских центров?

— Мы проводим полнокомплектный ремонт на профессиональном специализированном оборудовании. Все наши инновационные разработки запатентованы, а основные сотрудники предприятия имеют ученые степени и звания и являются признанными специалистами в области ремонта. В отличие от дилерских центров, мы не заменяем детали или агрегаты на новые, а восстанавливаем бывшие в эксплуатации. Такой подход позволяет существенно снизить стоимость ремонта. А использование кадрового и научно-исследовательского потенциала МГУ им. Н. П. Огарёва позволяет создавать на рабочих поверхностях ответственных деталей металлопокрытия с высокими функциональными свойствами, что гарантирует высокий ресурс отремонтированной техники.

При этом мы активно взаимодействуем с дилерскими центрами. Например, на некоторые отремонтированные нами агрегаты сохраняется гарантия производителя. Это говорит о высоком доверии к нашим технологиям.dsc00656-1-804x604.jpg

По вашему мнению, насколько деятельность «Техсервиса» соответствует представлениям об инновационном развитии предприятий отрасли?

— Деятельность предприятия неразрывно связана с вузом. Мы являемся звеном инновационной цепочки «от идеи до конечного продукта», предложенной и реализованной в научной школе под руководством профессора Петра Сенина. Идея и научно-исследовательское сопровождение реализуются научно-исследовательской лабораторией университета. Технологическая реализация и апробация продукта — малым инновационным предприятием ООО «Техсервис». Конечная технология с комплектом оборудования внедряется на предприятия реального сектора экономики. Именно такой подход в разработке инновационных технологий, основанный на научных достижениях, позволит поднять ремонт на новый уровень.

Как повысить качество ремонта?

— Ремонт ремонту рознь. Можно отремонтировать двигатель в своем гараже, не имея соответствующей квалификации и пытаясь сэкономить на качественных запасных частях. Но возникнет вопрос: долго ли прослужит двигатель? Поэтому ремонт нужно делать профессионально — в специализированных мастерских с использованием высокоточного оборудования. Развивать сеть таких предприятий, работать в кооперации, использовать лучшие практики. К примеру, мы активно сотрудничаем с ООО «Сельхозтехника» (Ичалковский район РМ) — одной из основных компаний в Мордовии по капитальному ремонту двигателей. Восстанавливаем для них блоки цилиндров ДВС. И таких примеров множество — мы сотрудничаем практически со всеми крупными автосервисами Саранска.

Расскажите об актуальных проектах на перспективу и ключевых планах по развитию производства.

— Предвидя складывающуюся ситуацию вокруг зарубежной техники и ежегодно возрастающий спрос на ее ремонт, сотрудники университета и предприятия активно занимаются разработкой новых технологий ремонта, ориентированных на зарубежные агрегаты. В настоящее время разработано более 15 технологий ремонта сложнейших агрегатов, обеспечивающих 100-процентный технический уровень и 90−100-процентный межремонтный ресурс — гидрораспределителей, гидростатических трансмиссий и аксиально-поршневых гидромашин, блоков цилиндров двигателей, головок блока цилиндров, шатунов, турбокомпрессоров…

Совместно с вузом предприятие участвует в развитии центра технического обслуживания и высокоресурсного ремонта машин и технологического оборудования, созданного в 2022 году в рамках программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2022−2026 годы. Так что потенциал для дальнейшего развития предприятия достаточно большой!

Скоро посевная. Готовы ли вы к ней?

— К посевной должны быть готовы сельхозпредприятия. Мы же готовы осуществлять ремонт вышедшей из строя техники. Ответственные сельхозпроизводители занимаются ремонтом уже с осени. Так что и в этом году проблем, думаю, не будет.

С позиции профессионала — что чаще всего ломается и выходит из строя в комбайнах?

— Если говорить про серьезные отказы, требующие капитального ремонта, то это, конечно, двигатели внутреннего сгорания и агрегаты гидравлических систем. Как показывает опыт, их и труднее всего отремонтировать. Это связано с тем, что агрегаты являются достаточно сложными и дорогостоящими. Требуют качественного технического обслуживания и профессионального ремонта.

В нынешних условиях, если сломается техника, будет ли ее дорого отремонтировать?

— Да, особенно это касается зарубежной техники. Введение широкомасштабных санкций со стороны США и Евросоюза в отношении нашей страны привело к существенному сокращению импорта новых агрегатов и запасных частей для технического обслуживания и ремонта, что вызвало, в свою очередь, закрытие большого количества дилерских центров и серьезно обострило ситуацию с ремонтом зарубежной техники. Да, сейчас организованы поставки по параллельному импорту, но длительные сроки доставки, завышенная цена и сомнительное качество запасных частей отрицательно влияют на ремонтное производство.

Применение наших технологий позволяет частично решить возникшую проблему при приемлемой стоимости ремонта для конечного потребителя. В среднем не более 30% от стоимости нового агрегата при гарантированном доремонтном ресурсе. Выделите основную флагманскую модель комбайна по состоянию на 2023 год.

— Среди отечественных производителей это, конечно, компания «Ростсельмаш». Достаточно сложно выделить одну модель комбайна. Вся линейка их техники хорошо себя зарекомендовала.smt-1-i-pyanzov-804x533.jpg

Какой последний реализованный вами проект был наиболее масштабным?

— Хороший вопрос! В 2021—2022 годах мы участвовали в проекте от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который был связан с разработкой технологий повышения долговечности объемного гидропривода зарубежной техники. Как результат — нам удалось разработать новые технологии ремонта для наиболее распространенных в России объемных гидроприводов производства компаний Hydrosila (Украина), Sauer-Danfoss (Германия) и Eaton Corporation (США). Технологии защищены патентами РФ на изобретения.

Адрес: г. Саранск, р. п. Ялга, ул. Российская, 5, тел. (8342) 25−44−39

Материал подготовлен издательством «Столица С»