Направления научных исследований и подготовка кадров
Научно-исследовательская деятельность школы ведется по следующим направлениям:
- разработка проблем лексикологии, морфологии, синтаксиса, диалектологии и ономастики мордовских (эрзянского и мокшанского) языков;
- лексикографическая работа, связанная прежде всего с этимологическими, топонимическими, терминологическими и диалектными изысканиями в регионе;
- исследование проблем би–- и полилингвизма в Республике Мордовия;
- исследование взаимодействия русского и мордовских (эрзянского и мокшанского) языков на уровне диалектов и литературных языков; влияние этого взаимодействия на процесс школьного и вузовского обучения мордвы русскому языку
Результативность научной и педагогической деятельности.
Основные научные результаты, в том числе в области приоритетных направлений фундаментальных исследований и критических технологий.
Основные научные результаты направлены на обеспечению педагогического процесса в университете и других вузах Российской Федерации, соответствующим профилю специализации..
Разработаны, теоретически обоснованны и программно реализованы:
– учебники, учебно-методические пособия и программы для вузов и школ Республики Мордовия и мест компактного проживания мордовского (мокшанского, эрзянского) народа на территории Российской Федерации.
– монографии, кандидатские и докторские диссертации по проблемам финно-угорского языкознания;
– разработана структура атласа эрзянских и мокшанских говоров;
– разработан и составлен словарь географических названий Республики Мордовия.
Практическое использование полученных результатов
В вузовской и школьной практиках
Материально-техническая база, имеющаяся в распоряжении ВНПШ и позволяющая вести исследования на высоком уровне
– компьютерный и интернет классы филологического факультета Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева;
– словарный фонд кафедр мордовских языков и финно-угорского и сравнительного языкознания;
– текстовые фольклорные записи и диалектологические материалы фонда кафедр;
– картотека лексического и ономастического материала, собранного по каждому эрзянскому и мокшанскому населенным пунктам Республики Мордовия;
– магнитные записи фондов кафедр;
– личные архивы проффесорско-преподавательского состава кафедр;
– научная библиотека.