Концепция внеучебной деятельности
Исходя из современной ситуации в стране, мы в качестве цели социально-воспитательной работы выдвинули формирование высоконравственной и интеллектуально-развитой личности, способной к быстрой и безболезненной адаптации в сложных общественных условиях, умеющей раскрывать, анализировать и активно использовать свои потенциальные возможности. Мы считаем, что необходимо подготовить личность, которая бы умела и руководить и подчиняться, личность, готовую к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоусовершенствованию, самоактуализации, то есть к социальному самоопределению.
В качестве задач социально-воспитательной работы нами выделяются следующие:
создать условия для максимального раскрытия каждым студентом своих потенциальных возможностей;
привлечь к работе в органах студенческого самоуправления максимальное количество студентов и регулярно проводить смену студенческого актива;
способствовать созданию атмосферы творческого подхода к любому делу и мероприятию, проводимому в ИСИ;
создать условия каждому студенту для самоподготовки к жизни и трудовой деятельности в современных условиях.
Организация внеучебной деятельности ИСИ и работа органов студенческого самоуправления в Историко-социологическом институте строится по формуле «4 сами»: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами анализируем.
Система планирования мероприятий и видов внеучебной деятельности основывается на принципах добровольности, адресного подхода и вытекает из задач, которые ставятся для реализации общих целей для каждого курса. Эти цели и задачи заложены в содержании девиза студенческого курса, исходя из которого и строится его внеучебная деятельность.
I курс – девиз «Познай других», цель – адаптировать студентов к вузовской системе, сформировать первичный коллектив студенческой группы, выбрать органы студенческого самоуправления. Все первокурсники разные, с разным социальным опытом и интеллектуальной подготовкой, поэтому вся система дел, планируемых на год, подчинена одной цели: первокурсники должны узнать друг друга и не только на уровне анкетных данных, но и на более глубоком эмоциональном уровне.
II курс – девиз «Познай себя», цель – побудить студента к процессу самопознания системы внеучебной деятельности, заставить студента осознать, что все разные, с разными потенциальными возможностями и задатками. Поставить вопрос: Какой я? Лучше или хуже? Чем могу быть полезен своей студенческой группе? Своему институту и вузу? Своей Родине?
III курс – девиз «Все вместе», цель – научить каждого студента коллективным формам работы. Подчинить личные интересы интересам всего коллектива, развить партнерские качества.
IV курс – девиз «Каждое дело творчески, иначе зачем», цель – привить знания, умения и навыки творческого подхода к любому виду деятельности.
Для наиболее организованной и плодотворной работы у нас существуют следующие традиции, которые легли в основу принципов внеучебной деятельности студентов.
Сопричастность каждого студента к событиям в мире, к жизни страны, родного университета и института.
Традиция коллективно-творческой деятельности.
Традиция доброго отношения к людям.
Традиция бережного отношения к символике России, Республики Мордовия,
Мордовского университета и Историко-социологического института.При реализации этих традиций и принципов мы опираемся на следующие законы студенческого самоуправления ИСИ.
Закон «ноль-ноль» - любое мероприятие, дело проводить и начинать вовремя, во всем соблюдать порядок и дисциплину, каждое дело оценивать по конечному результату.
Закон «поднятой руки» – «У нас закон един: слушают все – говорит один».
Закон «плюрализма» – «Для коллектива равно значит: думаешь ли ты, как все, или думаешь ты иначе».
Закон «делового предложения» – «Ты такой обычай знай: критикуешь – предлагай!».
Закон «время – ценность» – «Выступая, вспомните когда-то: не говорите длинно – говорите сжато».