Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
Кафедра культурологии и библиотечно-информационных ресурсов

Учебная деятельность

Направление подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, профиль «Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов» (уровень бакалавриата). Кафедра ведет подготовку высококвалифицированных библиотечно-информационных специалистов, удовлетворяющих потребности регионального рынка труда в создании и продвижении отраслевых информационных ресурсов. Потребность в многопрофильных специалистах подтверждается регулярно поступающими на кафедру заявками от библиотек и информационных учреждений республики. Высокое качество профессиональной подготовки обеспечивается благодаря тесной интеграции образования, науки и производства. В соответствии с программными направлениями развития национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва «Приоритет 2030», бакалавры библиотечно-информационной деятельности моделируют информационно-ресурсное и культурно-досуговое пространство региона, разрабатывают программы функционирования электронных информационных ресурсов и информационных систем. Это соответствует ключевым положениям программы и обеспечивает востребованность выпускников в библиотеках, информационных центрах, редакционно-издательских и книготорговых организациях, архивах, музеях РМ и других областей РФ. Сотрудники крупных библиотечно-информационных организаций РМ (Научная библиотека Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, ГУК «Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия», ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека», ГКУК «Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых» и др.) принимают активное участие в подготовке высокопрофессиональных специалистов, используя новейшие информационные технологии. Проводятся мастер-классы ведущих специалистов библиотечно-информационных организаций, конференции и круглые столы с их участием с целью повышения качества подготовки бакалавров и их соответствия ожиданиям работодателей. Все учебные и производственные практики проводятся на базе библиотечно-информационных организаций республики. По итогам прохождения практик свыше 80% выпускников трудоустраиваются на предприятиях-базах практик.


Направление подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации, профиль «Медиакоммуникации» (уровень бакалавриата). Медиакоммуникации – перспективная сфера подготовки кадров, которые в ближайшие годы будут гарантированно востребованы на рынке труда. Такие специалисты смогут гибко адаптироваться к новым технологическим условиям, поскольку изменения в информационно-коммуникационной среде происходят стремительно, темп их нарастает. Универсализм и транспрофессионализм (как базовые профессиональные характеристики) нацелены на обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, не только российском, но и зарубежном.

Будущие медиапрофессионалы смогут успешно сочетать управленческие, журналистские, продюсерские, технологические и литературно-творческие навыки. Это позволит выпускникам успешно работать в современной медиаиндустрии: СМИ (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ); культурной индустрии (мультимедийные студии, продюсерские агентства в сфере телепроизводства, арт-компании); индустрии интерактивного контента (интернет-порталы, банки видео-аудиоконтента, фирмы по производству анимации и мобильных приложений); смежных информационно-коммуникационных сферах (пресс-службы, PR-агентства, SMM-агентства). В сотрудничестве с дизайнерами и программистами медиапрофессионалы будут создавать инфографические изображения, виртуальные миры, компьютерные представления. Выпускники смогут организовать работу по продаже и закупке прав на публикацию и трансляцию того или иного вида контента, а также анализировать данные о коммерческой привлекательности, значимости, эффективности медиапроектов.

С учетом приоритетов государственной национально-культурной политики подготовка медиапрофессионалов направлена в том числе и на формирование компетенций, необходимых для работы выпускника в этномедиапространстве  (реализация медиапроектов, направленных на сохранение этнокультурного наследия региона, а также  развитие и популяризацию духовного наследия народов РМ в цифровом пространстве).

Направление подготовки 51.04.01 Культурология, профиль  «Сохранение культурного наследия» (уровень магистратуры). Профессиональная деятельность магистрантов по данным направлениям подготовки включает: проектно-аналитическую и экспертную деятельность по социокультурному проектированию в аналитических центрах, общественных и государственных организациях; научно-исследовательскую деятельность в научно-исследовательских институтах и центрах; педагогическую деятельность в образовательных учреждениях (общего, дополнительного и профессионального образования всех уровней); культурно-просветительскую деятельность в организациях и учреждениях культуры (музеи, художественные галереи, архивы, библиотеки, клубные учреждения, культурные, досуговые центры); организационно-управленческую деятельность в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления; деятельность в издательствах и системе печатных и электронных средств массовой информаций, рекламно-информационных и туристических агентствах, организациях и учреждениях по международным культурным связям, межрегиональному сотрудничеству и межнациональным отношениям, занимающихся сохранением культурного и природного наследия; они могут быть консультантами в миграционных и таможенных службах. В процессе обучения магистранты получает комплексное образование в следующих областях: теория, методология, истории культуры; формы и процессы современной культуры, изучение, теория и практика межкультурных коммуникаций и др. Объектами профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются: фундаментальные проблемы теории и истории культуры; культурные формы, процессы, практики в истории и современности; культурное и природное наследие; способы производства культурных значений, средства их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества; формы, способы и средства культурных массовых коммуникаций; межличностные и межкультурные взаимодействия в глобальном и локальном измерениях; просвещение и образование в сфере культуры.


Направление подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации, профиль  «Цифровая культура и новые медиа» (уровень магистратуры)  –  направление, реализуемое в рамках стратегического проекта «Университет – центр социокультурного развития региона» программы развития национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва «Приоритет 2030».
Цифровая культура и новые медиа – перспективная сфера  подготовки кадров, которая в ближайшие годы останется востребованной на рынке труда. Такие специалисты владеют мультикомпетенциями в области цифровых технологий, нацелены на решение актуальных задач по созданию комфортной среды в региональном социуме.

Профессиональная деятельность магистрантов по направлению подготовки включает продвижение продукции средств массовой информации, включая печатные издания, телевизионные и радиопрограммы, онлайн-ресурсы, мультимедийные, печатные, теле- и радиовещательные средства массовой информации.

В рамках освоения программы магистратуры выпускники готовы к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: авторский; редакторский; организационно-управленческий; проектно-аналитический; производственно-технологический; научно-исследовательский; педагогический; рекламно-информационный.

Будущие профессионалы медиа, цифрового пространства смогут успешно сочетать управленческие, журналистские, продюсерские, технологические и литературно-творческие навыки. Это позволит выпускникам успешно выполнять трудовые функции в медиаиндустрии, связанные с разработкой модели сайта, художественно-техническим оформлением интернет-ресурсов, технологиями редакционно-издательского процесса и выпуска продукции информационных агентств, разработкой направлений вещания и осуществления эфирного планирования программ для сферы культуры др.


На кафедре разработаны и реализованы дополнительные образовательные программы: программы повышения квалификации «Мастерская визуального креатива», «Реализация ОПОП «Медиакоммуникации» в вузе», программа профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

Программа повышения квалификации «Мастерская визуального креатива» подготовлена для слушателей, интересующихся проблемами современных медиа (фото-, видеосъемкой и монтажом, ведением социальных сетей и ориентированных на проектно-творческую деятельность).  Дополнительная программа формирует у слушателей базовые навыки в области медиакоммуникации и знакомит с инструментами, необходимыми для освоения профессий в сфере медиа.

Содержание программы раскрывают шесть учебных модулей:

«Имидж и публичное выступление» – слушатели получат знания по формированию собственного положительного образа и самопрезентации, ознакомятся с особенностями публичных выступлений;

«Фотография» – слушатели изучат основы техники фотографии (композиция, работа со светом, ракурсом, экспозицией, построение кадра, работа с фотооборудованием), познакомятся с программами для обработки фото, узнают об особенностях фотосъемки в разных жанрах;

«Видео: основы съемки и монтажа» – осуществляется знакомство с этапами создания видеопродукта (фильма, ролика, видеоклипа и т.д.), изучаются особенности работы с видеоаппаратурой (камера, фотоаппарат, штатив и т.д.), приобретаются навыки работы в видеоредакторах, слушатели знакомятся с основами работы оператора, сценариста,  кинорежиссера, сценариста компьютерного монтажа;

«Подкастинг» проходит знакомство с технологией создания подкастов, изучается специфика создания подкастов разных жанров, приобретаются навыки работы со специализированным программным обеспечением для записи и монтажа аудиофайлов.

«Инфографика» слушатели знакомятся с историей развития инфографики в мире, законами восприятия информации, видами (статическая, динамическая, интерактивная) и типами (аналитическая, новостная, реконструкция, презентация) инфографики, с особенностями использования шрифтов, основными трендами инфографики в новых медиа.

«Визуальная презентация проекта» – слушатели знакомятся с технологиями создания и презентации проекта, осваивают инструментарий специализированного программного обеспечения по созданию презентаций, знакомятся с ресурсами и трендами в создании визуальных презентаций.

Программа «Мастерская визуального креатива» представляет собой комплекс лекционных, практических и самостоятельных занятий. По завершению курса проводится итоговая аттестация в форме презентации творческого проекта.

Срок обучения: 72 академических часа

Форма обучения: без отрыва от работы и учебы.

Режим занятий: 4 часа 2 дня в неделю.

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
Программа подготовлена для широкого круга специалистов из сферы культуры, образования, социальной сферы. Учебные материалы программы

формируют профессиональные компетенции у слушателей, необходимые для эффективной работы в современной библиотеке. 

Программа ориентирована на решение задач, сформулированных в «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г.» от 13 марта 2021, № 608-р; Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» от 14 сентября 2022 г., № 527н; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (бакалавриат), от 6 декабря 2017 г.  №  1182.

Программа включает учебные модули:

I модуль «Проектная деятельность библиотек» формирует знания о деятельности по подготовке и реализации проектов, связанных с популяризацией библиотеки как информационно-культурного центра, продвижению ее фондов, а также традиций чтения в среде пользователей.

II модуль «Библиотечно-информационное обслуживание» формирует знания в области методических, технологических и организационных аспектов обслуживания пользователей, знакомит с  методиками исследования чтения в библиотеке и инновационной деятельностью современных библиотек.

III модуль «Информационно-библиографические ресурсы и технологии». Слушатели получат знания о ресурсной и технологической базе современной библиографической деятельности, стоящих перед ней задачах, изменениях, обусловленных ее интеграцией в электронную информационную среду, проблемах и перспективах.

IV модуль «Корпоративные библиотечно-информационные системы и электронные библиотеки». Приобретаются знания, умения и навыки в области создания, функционирования и использования корпоративных библиотечно-информационных систем и электронных библиотек; анализируются методы создания и хранения документов в электронном виде с возможностью доступа к ним через средства вычислительной техники, в т. ч. Интернет; обобщается опыт создания и функционирования существующих региональных корпоративных библиотечных систем.

V модуль «Библиотечный фонд и аналитико-синтетическая переработка информации». Приобретаются навыки технологических и управленческих задач по формированию и сохранению фондов библиотек разных типов с учетом их миссии и профиля; слушатели знакомятся с технологией и видами переработки информации, а также с созданием вторичных документов разного вида и назначения.

VI модуль «Научно-методическая деятельность библиотек» знакомит с теорией и практикой научно-методической деятельности библиотек; технологией планирования, учета и отчетности в библиотечно-информационной деятельности; аналитической деятельности научно-методических отделов библиотек; особенностями и видами социального партнерства.

VII модуль «Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в библиотеке». Приобретаются практические навыки по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в условиях библиотеки.

Срок обучения: 288 академических часа

Форма обучения: без отрыва от работы.

Режим занятий: 3 дня в неделю по 4 академических часа.