ИНСТИТУТ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ГЕОГРАФИИ

Институт геоинформационных технологий и географии (до 2022 года – географический факультет) образован в 1982 году. В становлении института большая роль принадлежит ученым Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сегодня институт – крупнейший в Российской Федерации центр подготовки высококвалифицированных кадров в сфере географии, землеустройства и кадастров, картографии и геоинформатики, туризма, экологии и природопользования. Гордость института его студенты.

1486147202-social-media-circled-network10_79475.png
Сообщество Института в ВК
1486147202-social-media-circled-network10_79475.png
Сообщество научного и интеллектуально-развивающего секторов студенческого совета

В настоящее время в институте учатся бакалавры, магистранты и аспиранты из 24 регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
По итогам широкого экспертного опроса, проведенного редакцией журнала «Аккредитация в образовании», Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, Национального центра общественно-профессиональной аккредитации основные образовательные программы института геоинформационных технологий и географии МГУ им. Н.П. Огарева по направлениям подготовки  – География, Экология и природопользование, Туризм и Землеустройство и кадастры вошли в число лучших образовательных программ инновационной России. В 2021 году все направления подготовки успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию.
Выпускники института ведут активную научную и научно-образовательную деятельность в Институте географии РАН, Государственном университете по землеустройству, Санкт-Петербургском горном университете, Смоленском государственном университете и др. 

СТРУКТУРА ИНСТИТУТА
В реализации образовательных программ в институте участвуют 5 выпускающих кафедр: геодезии, картографии и геоинформатики; землеустройства и ландшафтного планирования; туризма; физической и социально-экономической географии; экологии и природопользования. В состав института входят ряд специальных структурных подразделений – Научно-исследовательский институт экологии, Научно-производственный центр экологических исследований, лаборатория геоматики и мониторинга метагеосистем, автоматизированный эколого-метеорологический пост, лаборатория аэрокосмических методов, лаборатория землеустроительного проектирования, лаборатория стратегического планирования, почвенно-геохимического лаборатория, профилированные компьютерные классы, Музей минералогии имени А.Г. и О.И. Жильцовых, малое инновационное предприятие «Геолайн».
В институте сложился высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Ученые степени имеют 91,4 % преподавателей, в том числе заслуженный работник высшей школы Республики Мордовия; заслуженный деятель науки Республики Мордовия; заслуженный землеустроитель Республики Мордовия, Почетный землеустроитель Российской Федерации. 

Статья в "Столице С" об Институте геоинформационных технологий и географии: "Мы идем в ногу со временем и делаем ставку на цифровые технологии".


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В Институте осуществляет подготовку студентов по образовательным программам:
  • 05.03.02 – География, профиль «Прикладная география и геоинформационное моделирование»;
  • 05.03.06 – Экология и природопользование, профиль «Геоэкология»;
  • 05.03.03 – Картография и геоинформатика, профиль «Картография и геоинформатика»;
  • 43.03.02 – Туризм, профиль «Технология и организация экскурсионных услуг»;
  • 21.03.02 – Землеустройство и кадастры, профиль «Кадастр недвижимости».
Профили образовательных программ магистратуры:
  • 05.04.06 – Экология и природопользование, профили – «Инженерно-экологические изыскания и ландшафтное планирование», «Управление природопользованием»;
  • 05.04.02 – География, профили – «Пространственное развитие и комплексная диагностика территории», «Инженерная география»;
  • 21.04.02 – Землеустройство и кадастры, профиль «Управление недвижимостью»;
  • 43.04.02 – Туризм, профиль «Территориальная организация туризма». 
В институте открыта аспирантура по научным специальностям:
  • 1.6.21 – Геоэкология;
  • 1.6.13 – Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география;
  • 1.6.12 – Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов;
  • 1.6.15 – Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.
Общий контингент студентов и аспирантов института составляет более 750 человек. В составе студентов представители Народной Республики Бангладеш, Республики Казахстан, Республики Мадагаскар, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан, Турции, и др. 
В Институте успешно работает Федеральная инновационная площадка «Цифровые технологии в образовании для планирования устойчивого развития регионов» (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.12.2020 № 1580). Цель инновационного образовательного проекта: разработка, развитие и реализация разноуровневых междисциплинарных образовательных проектов, ориентированных на формирование у обучающихся цифровых компетенций в области планирования устойчивого эколого-социально-экономического развития регионов Российской Федерации. 
Важнейшим вектором развития образовательного процесса является внедрение в учебные планы дисциплин, которые направлены на формирование у студентов знаний основных концепций, методологии управления проектами и приобретение базовых навыков разработки и реализации проектов различных типов в рамках сферы своей профессиональной деятельности. 
Уникальными особенностями образовательных программ «География», «Экология и природопользование» и «Туризм» являются выездные учебные и производственные практики по регионам России, ближнего и дальнего зарубежья: Карелия, Урал, Крым, Кавказ, оз. Байкал, Белоруссия, Турция, США, Сербия и др. Производственные практики студентов организуются на ведущих предприятиях Мордовии, России и за рубежом.

НАУЧНОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Институтом заключены договора о сотрудничестве с профильными организациями научными центрами и вузами. Работодатели выступают в качестве экспертов основных профессиональных образовательных программ, рецензируют рабочие программы дисциплин и практик, 
привлекаются как преподаватели, работают в составе государственных экзаменационных комиссий. На сегодняшний день университетом по инициативе института заключены договоры о сотрудничестве в области наук о Земле и обществе с Институтом географии РАН (г. Москва), Географическим институтом «Джован Цвижич» Сербской академии наук и искусств (г. Белград, Сербия), ООО ИТЦ «СКАНЭКС» (г. Москва), ОАО «Научно-производственная корпорация «РЕКОД». Барановичским государственным университетом (г. Барановичи, Республика Беларусь), Северо-Казахстанским государственным университетом им. М. Козыбаева (г. Петропавловск, Казахстан), Удмуртским государственным университетом, Карельской государственной педагогической академией, Коми государственным педагогическим институтом, Югорским государственным университетом, Пермским государственным университетом, Поволжским государственным технологическим университетом (г. Йошкар-Ола),  

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тематика научно-исследовательской работы института соответствует приоритетным направлениям работы по модернизации российской экономики («Космические технологии, связанные с телекоммуникациями, включая и ГЛОНАСС и программа развития наземной инфраструктуры»), приоритетным направлениям науки, технологий и техники в Российской Федерации («Рациональное природопользование», «Информационно-телекоммуникационные системы»). 
Сфера научно-практической деятельности малого инновационного предприятия ООО «Геолайн» – землеустроительная, кадастровая и картографическая деятельность; НИИ экологии – разработка проектной документации в области охраны окружающей среды и информационные услуги в сфере природопользования и охраны окружающей среды; Научно-производственный центр экологических исследований проводит экологические обоснования градостроительной документации, экспертизы экологических проектов, инженерно-экологические изыскания в строительстве; лаборатория геоинформационных систем занимается внедрением в учебный процесс новых геоинформационных технологий, тематическим картографированием; в лаборатории аэрокосмических методов картографирования ведется работа по тематическому дешифрированию космофотоснимков. 
Высокий уровень выпускных квалификационных работ отмечается дипломами региональных и всероссийских конкурсов. Студентами института ежегодно публикуются более 150 научных статей. 
Институтом издан «Географический атлас Республики Мордовия», который стал лауреатом Национальной премии «Хрустальный компас». Комплексной работой института является геопортал «Природное и культурное наследие Мордовии» (https://tourismportal.net), использующий в своей основе оптимизированные интерфейсные решения, адаптивный дизайн, реляционные геопространственные хранилища данных, модульный многокомпонентный программный каркас, спроектированный на базе архитектурного паттерна MVC. О результате проведенной работы хорошо говорят цифры: 1246 статей о населенных пунктах с информацией о топонимике, истории, географии; 836 – об объектах  культурно-исторического наследия; более 800 фотографий. Онлайн-энциклопедия содержит 69 глав из 6 тематических разделов: «Природа», «История», «Общество», «Экономика», «Экология», «Наследие муниципальных районов». Проект представлен на 3 языках: русском, английском и испанском.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) Мордовского государственного университета включает электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Электронная информационно-образовательная среда обеспечивает: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Фонд библиотеки Университета составляет более 2,5 млн единиц хранения (книг и журналов) на русском, мордовских и иностранных языках. Автоматизация библиотечных технологий осуществляется на базе АБИС MARC-SQL1. 10 и приложения «MегаWeb» АИБС «МегаПро». Библиотека университета укомплектована электронными учебниками и пособиями по всем дисциплинам основных профессиональных образовательных программ института геоинформационных технологий и географии. 

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ
Опыт работы выпускающих кафедр по подготовке бакалавров, производственные и преддипломная практики показал, что выпускники пользуются большим спросом. Опрос студентов свидетельствует, что будущие выпускники предполагают работать по направлению подготовки. По отзывам предприятий, где студенты проходили практики, они отличаются не только хорошей фундаментальной подготовкой, но и специальными знаниями. Выпускающие кафедры проводят работу по профилированию специалистов с учетом потребностей работодателей. 

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Активно развивается работа студенческого совета и профбюро института. Председатель студенческого совета и председатель профбюро участвуют в работе Ученого совета института. Участвуя в традиционных мероприятиях вуза и создавая новые проекты студсовет и профбюро института подтвердили свою состоятельность как важных органов студенческого самоуправления. Регулярно в течение года в институте проводятся: тренинги по парламентским дебатам, учет рейтинга активности научной деятельности академических групп на факультете, мониторинг успеваемости, занятия танцевального коллектива института «TeRRa», вокального коллектива «Fusion». 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Развитие образовательных программ по направлениям подготовки Института осуществляется в рамках Миссии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева». 
Важнейшим вектором развития научно-образовательной деятельности являются развитие цифровых технологий и проектная деятельность на базе Федеральной инновационной площадки «Цифровые технологии в образовании для планирования устойчивого развития регионов». Цель инновационного образовательного проекта: разработка, развитие и реализация разноуровневых междисциплинарных образовательных проектов, ориентированных на формирование у обучающихся цифровых компетенций в области планирования устойчивого эколого-социально-экономического развития регионов Российской Федерации и зарубежных стран.