
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» проводит международную олимпиаду для иностранных студентов «Русский язык во взаимодействии языков и культур», посвящённую 130-летию со дня рождения М. М. Бахтина.
К участию в Олимпиаде приглашаются иностранные граждане, обучающиеся по программам высшего образования (уровень бакалавриат), а также выпускники программ высшего образования (уровень бакалавриат) вузов Российской Федерации.
Цель Олимпиады — выявление и отбор одаренных иностранных студентов, ориентированных на продолжение академической карьеры.
первый этап — отборочный (в дистанционном формате),
второй этап — заключительный (в очном формате)
Регистрация на олимпиаду проводится с 04.04.2025 г. по 09.04.2025 г.
Ссылка для регистрации https://forms.yandex.ru/u/67ed2b85e010db1c539c891d/
Этап I (отборочный) проводится с 10.04.2025г. по 17.04.2025 г.
Темы для эссе
1) «Культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже…» (М.М. Бахтин);
2) «Жизнь по природе своей диалогична. Жить — значит участвовать в диалоге — вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…» (М.М. Бахтин);
3) «Быть — значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается» (М.М. Бахтин);
4) Бахтин в истории Саранска.
Требования к оформлению:
объем — не более 3 страниц,
размер шрифта (кегль) — 14,
интервал -1,5, все поля по 2 см.
Правила написания эссе
Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, в котором выражены личные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или проблеме.
В отличие от сочинения, где все доводы и умозаключения должны быть максимально объективными, эссе строится на личном мнении, на собственных впечатлениях и эмоциях.
Тематика эссе разнообразна — от философских, художественных и литературно-критических до историко-биографических и публицистических.
Обычно эссе состоит из трёх частей:
Вступление, в котором обозначается главная мысль и, возможно, задаётся вопрос, на который будет дан ответ в тексте.
Основная часть, в которой автор подробно рассказывает о своей точке зрения или чувствах и эмоциях по теме. Здесь же приводят примеры и аргументы.
Заключение, в котором нужно подвести итог, можно ещё раз обозначить главный тезис.
Правила написания эссе:
1. Выбор темы. Она должна быть интересной и актуальной для автора.
2. Составление плана. Нужно разделить текст на введение, основную часть и заключение. Основная часть может состоять из нескольких параграфов, каждый из которых поддерживает и развивает основные идеи.
3. Аргументация точки зрения. Для этого следует использовать факты, примеры, цитаты из прочитанных произведений и исследования.
4. Следить за грамматикой и пунктуацией. Нужно избегать ошибок и обязательно проверять весь текст после написания.
5. Использовать разнообразную лексику. Это сделает текст выразительнее и убедительнее.
6. Поддерживать логическую связность. Эссе должно иметь структуру, где каждый абзац продолжает и развивает предыдущую мысль.
7. Использовать вводные слова. Они помогут обеспечить плавный переход от одной идеи к другой.
8. Формулировать мысли чётко и ясно. Каждое предложение должно быть логическим продолжением предыдущего.
Полезные ссылки для подготовки эссе
Странички ВКонтакте (там много полезного):
Центр М. М. Бахтина https://vk.com/public159568320
Биография «по краям»: Бахтин-читатель https://vk.com/club228384200
Посмотреть публикации «Бахтинского вестника» https://bakhtiniada.ru/2658-5480/;
Бахтинский номер «Центра и периферии» https://niign.ru/nauchnie-jurnaly/dlya-sajta-czip-3-2021-zamena.pdf
Критерии оценивания эссе
1. Соответствие теме. Нацеливает на проверку содержания эссе. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия.
2. Аргументация. Нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами.
3. Композиция и логика рассуждения. Нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
4. Качество письменной речи. Нацеливает на проверку речевого оформления текста эссе. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
5. Грамотность. Позволяет оценить грамотность. Отсутствие грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.
Максимальная сумма баллов за каждый критерий — 10 баллов
Максимальная сумма баллов за Этап I олимпиады — 50 баллов
Требования к участию в заключительном этапе
К заключительному этапу допускаются участники, набравшие более 25 и более баллов
Список участников заключительного этапа Олимпиады
21.04.2025г. в 11.30
по адресу: 520 ауд. (1 корпус университета, ул. Большевистская, 68)
Задания заключительного этапа:
1) выполнение теста по русскому языку как иностранному в письменной форме на бумажном носителе;
2) выполнение творческого задания в устной форме
Пример тестового задания:
Дополните предложения глаголами движения идти или ехать в нужной форме:
1. Мы ___ в Петербург на автомобиле.
2. Наш поезд ___ в Москву.
3. Я ___ в трамвае и смотрю в окно.
4. Виктор ___ рядом с Анной.
5. Мы опаздываем на концерт, поэтому лучше ___ на такси.
6. Школьники ___ на экскурсию за город.
7. Вечером я ___ гулять в парк.
Ответы: 1. едем, 2. едет, 3. еду, 4. идёт, 5. ехать, 6. едут, 7. иду.
За каждый правильный ответ — 1 балл. Всего 25 баллов.
Пример творческого задания
Устное творческое задание — это задание, в котором нужно проявить фантазию, индивидуальность в личностном подходе к теме, основной мысли, композиции, подобрать изобразительно-выразительные средства и передать эмоциональное отношение к материалу.
Некоторые виды устных творческих заданий:
· составить рассказ (индивидуальный или коллективный) по сюжетным картинкам;
· пересказать историю от лица разных героев рассказа или сказки;
· придумать продолжение или окончание по данному началу;
· придумать рассказ или сказку с определёнными персонажами и на определённую тематику.
Творческие задания помогают углубить знания, сделать процесс обучения более интересным и увлекательным.
Максимальная сумма баллов за творческое задание — 25 баллов
Максимальная сумма баллов за Этап II олимпиады — 50 баллов
Список победителей и призеров Международной олимпиады для иностранных обучающихся