Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
И.о. ректора МГУ им. Н. П. Огарёва Дмитрий Глушко принял участие в Петербургском международном экономическом форуме
17.06.2022

И.о. ректора МГУ им. Н. П. Огарёва Дмитрий Глушко принял участие в Петербургском международном экономическом форуме в дискуссии «Интернационализация российского высшего образования в современных условиях».

Интернационализация образования стала определяющей характеристикой конкурентоспособности заведений высшего образования как на внешнем, так и на внутреннем контурах. Она обеспечивает интегрирование национального, межкультурного и глобального уровней в проведении совместных исследований и оказании сервисных услуг университетами и системами высшего образования.

На дискуссии поднимался перечень актуальных вопросов в сфере образования и науки: какими видятся основные барьеры для выхода российских образовательных организаций на новые международные образовательные рынки, каким образом российское образовательное и научное сообщество будет взаимодействовать с иностранными партнерами из «недружественных» стран и как возможно использовать опыт сетевых университетов для интернационализации российского образования.

Среди участников дискуссии были:

  • Дмитрий Глушко, Исполняющий обязанности ректора, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
  • Григорий Гуров, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
  • Ирина Карелина, Исполнительный директор, Ассоциация «Глобальные университеты»
  • Виктор Кокшаров, Ректор, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»
  • Станислав Прокофьев, Ректор, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)
  • Анатолий Торкунов, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
  • Мохамед Эльсергани, Атташе по культуре; директор Бюро культуры, Посольство Арабской Республики Египет в Москве
Модератором дискуссии стал Павел Шевцов, Заместитель руководителя, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

«Интернационализация в высшем образовании была, есть и будет: задаем ориентиры! — отметил и.о. ректора Дмитрий Глушко в своем Telegram-канале — В.Путин поставил цель — прийти к настоящему технологическому и научному суверенитету, строить техноэкономику и обладать критически важными технологиями. Нам необходимо и развитие научного, технологического сотрудничества, и ответственное лидерство во всех ключевых направлениях. Нужно самим создать «технологические ключи», а не просто пользоваться готовыми технологиями; для этого важно нарастить мощности имеющегося кадрового, научного, технологического задела.

Надо развивать сферу научного сотрудничества с дружественными нам странами, открывать свои отделения за рубежом. В налаживании сотрудничества важно исходить из интересов в том числе промышленного партнерства, формировать квоты — делать целевые программы подготовки.

Совместно с индустриальными партнерами участвовать в профориентации и вести подготовку будущих абитуриентов в школах дружественных стран. Наши иностранные партнеры из-за рубежа должны давать студентов, в том числе для целевой подготовки. Важно привлекать к нам «имена» (в аспирантуру и докторантуру), исходя из национальных интересов страны.

Нужно формировать конкурентные образовательные продукты для иностранных рынков. Нельзя ограничиваться привлечением абитуриентов только на бюджетные места в рамках квот правительства РФ. Бюджетные средства — это лекарство и нельзя, чтобы оно стали наркотиком (по словам министра экономики РФ).

Важно, отстаивая национальные интересы, заниматься продвижением российского образования, русского языка, русской культуры. Внимание к международной роли образования на форуме подчеркивает роль мягкого фактора дипломатии; университеты отвечают в том числе за национальные интересы.

Надо ещё активнее работать по созданию и распространению контента о жизни иностранных студентов через их же соцсети в англоязычном пространстве (важна социо-культурная адаптация — погружение в нашу культуру, в том числе в событийную и бытовую среду). Опыт прямой работы с родителями иностранных индийских студентов в нашем университете дал свой эффект — никто из студентов-индийцев не уехал; в этом году ждем притока иностранных студентов.

Важно развивать новые студенческие виды спорта (популярные для стран Азии и Африки), что будет способствовать привлечению студентов в страну. Нужно активно работать с привлечением на обучение молодых спортсменов, создавая под них индивидуальную траекторию обучения, позволяющую и учиться, и развиваться в спорте. За такими потянутся другие студенты.

Безопасность и добродушие — одни из важных факторов, притягивающих в наш университет иностранных студентов. Всех ректоров поблагодарили за оказанную им материальную помощь. На первой сессии форума председатель Центробанка Э. Набиуллина обозначила важную задачу на этот год — создание системы международных расчётов. Эта проблема имеет прямое отношение к обучению иностранных студентов в российских вузах; доступ к финансам до сих пор затруднителен".