И.о. ректора МГУ им. Н. П. Огарёва Дмитрий Глушко принял участие в Петербургском международном экономическом форуме в дискуссии «Интернационализация российского высшего образования в современных условиях».
Интернационализация образования стала определяющей характеристикой конкурентоспособности заведений высшего образования как на внешнем, так и на внутреннем контурах. Она обеспечивает интегрирование национального, межкультурного и глобального уровней в проведении совместных исследований и оказании сервисных услуг университетами и системами высшего образования.
На дискуссии поднимался перечень актуальных вопросов в сфере образования и науки: какими видятся основные барьеры для выхода российских образовательных организаций на новые международные образовательные рынки, каким образом российское образовательное и научное сообщество будет взаимодействовать с иностранными партнерами из «недружественных» стран и как возможно использовать опыт сетевых университетов для интернационализации российского образования.
Среди участников дискуссии были:
Надо развивать сферу научного сотрудничества с дружественными нам странами, открывать свои отделения за рубежом. В налаживании сотрудничества важно исходить из интересов в том числе промышленного партнерства, формировать квоты — делать целевые программы подготовки.
Совместно с индустриальными партнерами участвовать в профориентации и вести подготовку будущих абитуриентов в школах дружественных стран. Наши иностранные партнеры из-за рубежа должны давать студентов, в том числе для целевой подготовки. Важно привлекать к нам «имена» (в аспирантуру и докторантуру), исходя из национальных интересов страны.
Нужно формировать конкурентные образовательные продукты для иностранных рынков. Нельзя ограничиваться привлечением абитуриентов только на бюджетные места в рамках квот правительства РФ. Бюджетные средства — это лекарство и нельзя, чтобы оно стали наркотиком (по словам министра экономики РФ).
Важно, отстаивая национальные интересы, заниматься продвижением российского образования, русского языка, русской культуры. Внимание к международной роли образования на форуме подчеркивает роль мягкого фактора дипломатии; университеты отвечают в том числе за национальные интересы.
Надо ещё активнее работать по созданию и распространению контента о жизни иностранных студентов через их же соцсети в англоязычном пространстве (важна социо-культурная адаптация — погружение в нашу культуру, в том числе в событийную и бытовую среду). Опыт прямой работы с родителями иностранных индийских студентов в нашем университете дал свой эффект — никто из студентов-индийцев не уехал; в этом году ждем притока иностранных студентов.
Важно развивать новые студенческие виды спорта (популярные для стран Азии и Африки), что будет способствовать привлечению студентов в страну. Нужно активно работать с привлечением на обучение молодых спортсменов, создавая под них индивидуальную траекторию обучения, позволяющую и учиться, и развиваться в спорте. За такими потянутся другие студенты.
Безопасность и добродушие — одни из важных факторов, притягивающих в наш университет иностранных студентов. Всех ректоров поблагодарили за оказанную им материальную помощь. На первой сессии форума председатель Центробанка Э. Набиуллина обозначила важную задачу на этот год — создание системы международных расчётов. Эта проблема имеет прямое отношение к обучению иностранных студентов в российских вузах; доступ к финансам до сих пор затруднителен".