Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
Николай Наумкин: «Готовим востребованные инженерные кадры»
22.05.2023
Николай Наумкин: «Готовим востребованные инженерные кадры»

Доктор педагогических наук, профессор Николай Наумкин изучает вопросы структуры, кинематики и динамики сельскохозяйственной техники, а также проблемы развития творческих способностей студентов. Более 15 лет он возглавлял кафедру основ конструирования механизмов и машин Института механики и энергетики. С 2022 г. работает в должности профессора кафедры мобильных энергетических средств и сельскохозяйственных машин им. профессора А. И. Лещанкина. Сегодня мы с ним говорим о реализации программы «Приоритет 2030».

— Николай Иванович, какие научные направления Вы реализуете по программе «Приоритет 2030»?

- Я работаю в рамках стратегического проекта «СМАРТ АГРО», вместе с заведующим кафедрой Владимиром Купряшкиным, профессором Михаилом Чаткиным и доцентом Анатолием Безруковым занимаюсь разработкой научной концепции и методологического инструментария создания адаптивных самоходных малогабаритных почвообрабатывающих фрез. Результат работы — опытные образцы фрез, конструкции которых защищены многочисленными патентами на изобретения и полезные модели, а также монографии и научные публикации.

Также вместе с вышеназванными коллегами, доцентами Евгением Кильмяшкиным и Натальей Шекшаевой я реализую проект по разработке и внедрению в образовательный процесс основной профессиональной образовательной программы по направлению «Агроинженерия» (профиль «Цифровое производство в агромашиностроении»). Результат такой подготовки — 12 студентов Института механики и энергетики, ставшие лауреатами премии Президента России, патенты на результаты интеллектуальной собственности, научные публикации, положительная динамика трудоустройства выпускников этого направления подготовки.

— Над чем Вы работаете в настоящее время?

- С 2000-х гг. мы начали исследование по проблеме формирования у студентов вузов компетентности в инновационной инженерной деятельности, с тех пор мы развиваем и углубляем эту проблему, в том числе в рамках выполнения диссертационных работ, грантов, госбюджетных и хоздоговорных НИР, и формируем у студентов инновационное мышление, готовим востребованные инженерные кадры.

Модернизация промышленности России основана на инновационном подходе, поэтому она невозможна без развития и совершенствования инженерного образования, перед которым стоит задача повышения уровня подготовки специалистов для инновационной инженерной деятельности.

— Какие проекты Вы реализуете помимо «Приоритета 2030»?

- Вместе с аспирантом кафедры Евгенией Забродиной мы продолжаем трудиться над реализацией гранта РФФИ, выигранного нами в 2020 г. Его цель — повышение эффективности профессиональной подготовки будущих учителей школ, которым предстоит готовить подрастающее поколение к инновационной деятельности и формировать у него устойчивое мнение о необходимости владения ей. Это обусловлено тем, что подготовка к инновационной деятельности — одна из приоритетных задач учебных заведений и основ научно-технического прогресса общества.

Мы предлагаем для достижения поставленной цели обеспечить формирование у студентов — будущих учителей — творческих, мотивационных, психологических и других компонентов компетентности в инновационной деятельности при обучении в специализированной интегрированной педагогико-технологической образовательной среде.

— Ваши научные планы на будущее.

- Дальнейшее развитие наших проектов и исследований видится в рамках реализации:

- материального аспекта инновационной деятельности — в разработке научной концепции и создании методической системы проектирования адаптивных почвообрабатывающих фрез;

- нематериального аспекта — в создании методической системы подготовки студентов к инновационной деятельности на основе интеграции дидактики, инноватики, цифровых и производственных технологий с учётом дифференцированного, индивидуального и персонализированного подходов.

В научной копилке Николая Наумкина

40 патентов на изобретения и полезные модели,

12 свидетельств на рационализаторские предложения,

15 монографий,

32 учебно-методических пособия


По результатам исследований получены патенты на изобретения «Адаптивная почвообрабатывающая фреза», «Почвообрабатывающая фреза с адаптацией режимов работы», созданы их рабочие макеты. Это вносит определённый вклад в теорию проектирования и практику создания почвообрабатывающих фрез, используемых в личных подсобных, фермерских, тепличных хозяйствах и незаменимых в условиях ограничения участков местности.