Учёными Мордовского государственного университета (МГУ) им. Н. П. Огарёва разработана технология восстановления постелей коренных опор блоков цилиндров двигателей КамАЗ. Она основана на использовании метода электроискровой обработки и позволяет экологично и при небольших затратах электроэнергии восстанавливать износы на постелях коренных опор блоков до 1 мм, при этом время технологического процесса составляет от 6 до 12 ч.
Деформации постелей коренных опор блоков цилиндров под коленчатый вал является одной из наиболее распространенных проблем у автовладельцев грузовых автомобилей, которая может провоцировать более значительные повреждения, требующие дорогостоящего ремонта.
На данный момент существует несколько способов восстановления постелей коренных опор блоков цилиндров под коленчатый вал: расточка в ремонтный размер, нанесение на изношенные поверхности проволоки ПАНЧ-11 электродуговой сваркой, установка ремонтных полуколец и применение различных полимерных материалов.
«Преимуществом нашей разработки является использование метода электроискровой обработки, позволяющий легировать, упрочнять и восстанавливать рабочие поверхности деталей за счет применения различных токопроводящих материалов. Она обеспечивает 80-процентный послеремонтный ресурс блока цилиндров. Кроме того, особыми достоинствами являются низкий расход материала и отсутствие деформации рабочих поверхностей», — отметил к.т.н., доцент кафедры технического сервиса машин института механики и энергетики МГУ им. Н. П. Огарёва Николай Раков.
Для восстановления используются нихромовая проволока отечественного производителя и различные анаэробные герметики отечественного и зарубежного производства.
«Учёные Мордовского госуниверситета более 30 лет занимаются повышением надежности автотракторной техники. Одно из направлений деятельности — разработка технологий восстановления тяжело нагруженных рабочих поверхностей деталей машин. Новая разработанная технология в этом направлении обладает большим потенциалом — помимо названных преимуществ, она также имеет доступный принцип работы с оборудованием, не требующий высокой квалификации сотрудников, что позволит внедрять её практически на любых ремонтных предприятиях и сервисных центрах заводов изготовителей», — прокомментировал ректор МГУ им. Н. П. Огарёва Дмитрий Глушко.Отмечается, что представленная технология позволит двум рабочим с одним комплектом оборудования восстанавливать в год до 250 блоков в двигателе КамАЗ при себестоимости ремонта одного блока от 10 до 12 тыс. рублей.
Технология восстановления рабочих поверхностей блоков цилиндров тяжелонагруженных двигателей создана в рамках стратегического проекта «СМАРТ АГРО» по программе Минобрнауки России «Приоритет 2030».