Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
Огаревцы — победители! Определены победители конкурса инициативных проектов!
30.12.2022
Огаревцы — победители! Определены победители конкурса инициативных проектов!

Определены победители конкурса инициативных проектов! По решению конкурсной комиссии победителями признаны проекты, созданные преподавателями нашего вуза:

- Дадаева Татьяна Михайловна
, тема проекта: «Репрезентации исторической памяти в социальных медиа как фактор конструирования российской идентичности молодежи: цифровые вызовы и пути решения»

— Никишов Сергей Николаевич, тема проекта: «Развитие этнической идентичности и этнических установок у русской молодежи».

Проект «Репрезентации исторической памяти в социальных медиа как фактор конструирования российской идентичности молодежи: цифровые вызовы и пути решения» направлен на выявление механизмов репрезентации исторической памяти в пространстве социальных медиа, основных противоречивых нарративов и смыслов «цифровой» памяти на уровне повседневной риторики (в блогах, чатах, тематических форумах), а так же влияния цифровых угроз на воспроизводство исторических смыслов объективных событий российского прошлого среди молодежной аудитории пользователей с точки зрения формирования общегражданской идентичности. Проект рассчитан на 18 месяцев, предполагает проведение социологических исследований (онлайн опрос, полуструктурированные интервью, мониторинг социальных медиа).

Татьяна Михайловна Дадаева, профессор кафедры социологии и социальной работы: «Сегодня пространство исторических нарративов и смыслов серьезно модифицируется под влиянием публичного контента социальных сетей, тематических форумов в сети Интернет, на молодежь оказывается информационное давление через конструирование и трансляцию искаженных исторических образов и смыслов российского прошлого в медиапространстве, что ставит под угрозу формирование устойчивой общероссийской идентичности в молодежной среде».

Результаты, полученные в ходе реализация проекта, могут быть использованы органами государственной власти и управления в процессе выработки государственной молодежной политики, а также в деятельности институтов социализации и образовательных учреждений для усиления формирования патриотического воспитания и активной гражданской позиции в молодежной среде.


Проект «Развитие этнической идентичности и этнических установок у русской молодежи», основной целью которого является развитие этнических установок и этнической идентичности у русской молодежи в целях сохранения и укрепления единого русского национального самосознания, планируется в рамках разработки проблем этничности и осуществляется в русле конфликтологического аспекта социальной этнопсихологии с широкой опорой на данные политологии, социологии, истории, социальной и общей психологии. Феномены этнической установки и этнической идентичности в контексте междисциплинарного подхода рассматривается как социально-перцептивное образования, формирующиеся в результате восприятия своей (ингруппы) или чужой (аутгруппы) группы, и предполагает готовность к определенного рода поведению. В качестве ключевых индикаторов, позволяющих рассматривать этническую идентичность и этническую установку как социально-психологический феномен, следует отметить следующие: уникальная феноменология, функциональное своеобразие, самостоятельная линия онтогенеза, взаимосвязь с групповыми процессами, а также широким социальным и политическим контекстом. Выбор этнических установок и этнической идентичности русской молодежи в качестве объекта исследования предполагает необходимость междисциплинарного характера научно-исследовательского поиска и разработку вопросов, связанных с анализом процесса формирования и развития, механизмов регуляции и контроля установочных образований, а также анализа формирования и развития всего комплекса феноменов, входящих в структуру этнического самосознания. Важно рассмотреть условия, причины возникновения этнонигилизма и этноиндифферентных установок у молодежи, а также конструктивные пути их коррекции, учитывая структурные характеристики общества, что возможно через реализацию феноменологического подхода. Феноменологическое поле этнической идентичности — это особые психологические конструкты межэтнического взаимодействия (установочные образования, этнические стереотипы, ценностные ориентации). Данные когнитивно-эмоциональные образования способны трансформироваться под воздействием ряда факторов в саморазрушающие предрассудки, предубеждения о своем народе, что может стать питательной основой развития неблагоприятных деструктивных тенденций, прежде всего в молодежной среде.

Как отмечает руководитель научного коллектива С. Н. Никишов «Молодежь как наиболее восприимчивая и мобильная часть общества наиболее подвержена политическим манипуляциям, поэтому всестороннее изучение скрытых, психологических механизмов функционирования этнических установок и этнической идентичности в реалиях современной России будет способствовать грамотному осмыслению происходящих процессов и компетентному планированию различных способов укрепления и развития позитивных этнической идентичности и этнических установок, а также противодействию роста этнонигилизма у русской молодежи».