Национальный исследовательский
Личный кабинет
Олег Томилин о квантовой химии и своей работе
01.02.2023
Олег Томилин о квантовой химии и своей работе

Заведующий кафедрой физической химии кандидат химических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Республики Мордовия Олег Томилин вместе со своими коллегами он трудится над проектом «Материалы нового поколения и энергосбережение» в рамках программы «Приоритет 2030».

В научной копилке
Олега Томилина

более 200

публикаций,

в том числе

110

статей из Перечня ВАК,

2 монографии,

71 статья в журналах Web of Science,

73 статьи в изданиях Scopus,

11 патентов
на изобретения.

— Какие научные направления Вы реализуете по программе «Приоритет 2030»?

- Это физико-химическая инженерия. Взрыв — явление разрушительной силы. Но если поставить его под контроль, то можно направить возникающую избыточную тепловую энергию на энергосберегающее создание востребованных веществ и материалов. Неуправляемая цепная реакция при взрыве атомной бомбы — чудовище, управляемая цепная реакция в атомных реакторах — благо.

Наше сотрудничество с Институтом структурной макрокинетики РАН и академиком Александром Мержановым, начатое 12 лет назад, позволило создать самостоятельную область использования твердофазного горения — получение узкополосных люминофоров с излучением в разных областях видимой части электромагнитного спектра.

— Каков Ваш вклад в науку?

- Я уже полвека занимаюсь квантовой химией. Моё последнее научное достижение - создание теории холодной полевой эмиссии электронов из углеродных нанотрубок.

Также для меня близки проблемы педагогики высшей школы. Например, 30 лет назад мы с Константином Нищевым стали, пожалуй, первыми авторами в России, разработавшими и внедрившими балльно-рейтинговую систему, которая сейчас представляет собой рядовую педагогическую технологию. Исследуя организационную культуру российских университетов, мне удалось сформулировать новые математические соотношения, которые можно использовать для оценки равновесности состояния организационной культуры, уровня интеллектуального и эмоционального выгорания профессорско-преподавательского состава.

— Над чем работают учёные Вашей кафедры?

- Кафедру, которую я возглавляю, всегда интересовали химико-технологические исследования. Мы их ведём вместе с предприятиями реального сектора экономики Мордовии. Например, мы изучили возможности антибактерицидной модификации металлопластиковых труб холодного и горячего водоснабжения вместе с ООО «Мордовская трубная компания».

Сейчас мы помогаем инновационной технологической компании «Экспонента». В 2022 г. при наших научных консультациях на ней организовано производство импортозамещающего консерванта, которым обработана половина урожая зерновых Мордовии. Участие в создании и развитии востребованных химико-технологических производств в Мордовии коллектив кафедры считает своим научным и гражданским долгом.

Конкретное применение

Учёные под руководством Олега Томилина «научили» горение распространяться со скоростью 1 см/с при температуре свыше 1 000 0С. Разработаны энергосберегающие технологии, которые могут быть использованы в люминесцентных, ультрафиолетовых и бактерицидных лампах, модулях светодиодных источников света.

Изготовлена первая опытная партия люминесцентных ламп синего свечения, и проведены их эксплуатационные испытания.

Статья опубликована в газете «Голос Мордовского университета» № 1 (2520) от 31 января 2023 г.