Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
Кафедра немецкой филологии
Научная деятельность

Кафедра имеет большой научный потенциал: 1 профессор, 9 доцентов, 1 ассистент, которые вносят большой вклад в подготовку будущих переводчиков и учителей немецкого языка.

Кафедра проводит научные исследования по направлениям: «Межкультурная коммуникация: язык – культура - личность в теории и практике преподавания иностранных языков»; «Развитие профессиональной иноязычной компетенции в современном образовательном пространстве». В рамках данных направлений прослеживается интегративный и междисциплинарный характер исследований по лингвистике текста, теории дискурса, социолингвистике, этнолингвистике, когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, прагматике, лингводидактике, методике преподавания иностранных языков.

К задачам научно-исследовательской работы кафедры можно отнестиследующие:

- Формирование межкультурной компетенции магистра в системе под-готовки преподавателя высшей школы

- развитие культурно-языковой личности преподавателя иностранных языков и культур в бакалавриате и магистратуре;

- разработка концепции и проекта «Преподаватель иностранных языков как культурно-языковая личность» на основе развития меж-культурной компетенции в системе языкового образования;

- осуществление межкультурного академического диалога: вирту-альное и реальное сотрудничества с зарубежными вузами: сетевое взаимодействие, развитие мобильности и участие в международных проектах.

На кафедре разработана магистерская программа по направлению подготовки 45.04.02 «Филология», профиль «Иностранные языки (Теория и практика преподавания иностранных языков в высшей школе» (руководитель магистерской программы – к. п. н., доцент Маскинскова И.А.).

Профессорско-преподавательский состав кафедры проводит большую работу по модернизации содержания языкового образования и внедрению новых методов и информационно-коммуникационных технологий. Преподаватели разрабатывают и внедряют в учебный процесс собственные учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы.

На кафедре развивается научное сотрудничество с российскими вузами: МПГУ, НГЛУ им Н. А. Добролюбова, Бурятским государственным университетом, Тамбовским государственным университетом им. Г. Р. Державина, с Чувашским государственным педагогическим университетом им. И. Я. Яковлева. Такое сотрудничество способствует повышению собственного научного потенциала, изучению и внедрению передового опыта в научной и академической деятельности.

Преподаватели принимают активное участие в международных, региональных, и внутривузовских научных и научно-практических конференциях и конкурсах педагогического мастерства.

В 2023 году преподаватели приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Этнос, язык, культура в коммуникативном пространстве: познание и преподавание». Доклад: Использование цифровых инструментов на занятиях по немецкому языку, 01 – 02 ноября 2023 г. (Пахмутова Е.Д., Лаптева И.В.)

К важным достижениям можно отнести тот факт, что доцент Пахмутова Е.Д. стала победителем в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания, развитие открытой информационной среды высшего образования» в рамках Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы».

Одним из направлений в научно-исследовательской работе кафедры является наращивание объемов НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника в соответствии с Программой развития «Приоритет 2030». Так в 2023 году был выигран грант в рамках программы «Создание и поддержание пространства коллективной работы «Предпринимательские точки кипения» (доцент Пахмутовой Е.Д.)

Не менее важной задачей в рамках данного направления является грантовая деятельность. Так с 2021 по 2024гг. преподавателями кафедры было подано 24 заявки на гранты различных грантодающих организаций. (РФФИ, Фонд президентских грантов, Русский мир, Jean Monnet и др.)

Результаты научно исследовательской деятельности кафедры находят свое отражение в научных публикациях в журналах, рекомендованных ВАК, а также индексируемых системами Scopus  и WoS:

 

1.    Lapteva I., Projoga A., Pahmutova E. Strategies of continuous foreign language training at higher school in profession-al interaction of non-linguistic specialists. India, GIAP Journals. Humanities & Social Sciences Reviews, 2019 Том 7. Номер 4. S. 103 – 110. ISSN 2395-6518. URL   http://giapjournals.com/index.php/hssr/article/view/hssr.2019.7415 (SCOPUS) 

2.    Баукина С.А., Новикова И.В. Аспекты формирования культурных фоновых знаний в обучении студенитов деловому общению на иностранном языке. Тамбов, 2020 год. Педагогика. Вопросы теории и практики. № 4. С. 318 – 321 (ВАК)

3.    Баукина С.А., Новикова И.В. Аспекты языковой реализации коммуникативной интенции в деловом общении (на примере немецкого и французского языков). Уфа, 2019 год. Вестник Башкирского университета. Том 24. № 4. С. 953 – 958 (ВАК)

4.    Баукина С.А., Новикова И.В. Формирование коммуникативной тактики в обучении деловому общению на иностранном языке (на примере немецкого и французского языков). Уфа, 2021. Вестник Башкирского университета. Том 26. № 3. С. 832 – 838. DOI 10.33184/bulletin-bsu-2021.3.52. ISSN 1998-4812 (ВАК)

5.    Беспалова С.В. Роль тестов как способа объективного мониторинга знаний в обучении немецкому языку. Известия Волгоградского педагогического университета. Изд-во: Волгоградский социально-педагогический университет, 2019. ISSN: 1815-9044. С. 37 – 40 https://elibrary.ru/item.asp?id=39256261 (ВАК)

6.    Беспалова С.В., Lebedev A., Pinkovetskaia I. Developing the communicative-pragmatic competence in the training of the Russian linguistics bachelor students. (Научная статья на английском языке «Развитие коммуникативно-прагматической компетенции в обучении бакалавров лингвистики в России» Amazonia Investiga, 10(37), 135-145. https://doi.org/10.34069/AI/2021.37.01.14 (Web of Science.)

7.    Беспалова С.В., Кузнецова Л.Н., Третьякова И.В. Новостной немецкоязычный текст онлайн-прессы и его грамматические особенности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (81). Ч. 2. С. 291 – 293 (ВАК)  

8.    Беспалова С.В., Третьякова И.В., Кузнецова Л.Н. Лингвостилистические характеристики немецкоязычного резюме. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет,  2019. № 8 (141). - С. 205-211  ISSN: 1815-9044. https://elibrary.ru/item.asp?id=39561926 (ВАК)

9.    Беспалова С.В., Третьякова И.В., Кузнецова Л.Н. Особенности структурной организации новостного немецкоязычного дискурсаИзвестия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (145). С. 181-185 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42651452 (ВАК)

10.Беспалова С.В., Третьякова И.В., Кузнецова Л.Н. Специфика жанра онлайн-репортажа современной немецкоязычной прессы. Известия Волгоградского педагогического университета. Изд-во: Волгоградский социально-педагогический университет, 2019. № 10 (143)  С. 225-231  ISSN: 1815-9044 https://elibrary.ru/item.asp?id=41369701 (ВАК)

11.Ваганова Е.Н. Похоронно-поминальные причитания-плачи в фольклоре эрзи: поэтические приемы и средства // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14. № 1. С. 8‒19. (ВАК)

12.Ваганова Е.Н., Мингазова Л.И, Рогачев В.И. Функционирование растительного кода в традиционной культуре народов Поволжья (на примере фольклора мордвы-эрзи и мокши) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2019, Т. 13, № 3. С. 439‒445. (WoS) 

13.Ваганова Е.Н., Рогачев В.И. Мифопоэтика растительного кода культуры в традиционной культуре мордовского народа // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Вып. 1. Т. 16. С. 57‒71. (WoS) 

14.Ваганова Е.Н., Шестеркина Н.В. Экспликация мифометафорических моделей в русских и мордовских загадках с отгадкой «печь» // Филология и культура, 2019. № 56. С. 12‒21. (ВАК)

15.Владимирова Т.А. Проблема упрощения языка религии (на материале переводов 50-го псалма на немецкий язык). Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 8. - C. 236-239. ISSN 1997-2911. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.8.46 (ВАК)  

16.Владимирова Т.А., Маскинскова И.А. Концептуальный и языковой аспекты метафоризации военной лексики (на материале немецкого языка). Известия Волгоградского государственного педагогического университета.№ 1, 2022 - С. 256 – 261.  (ВАК) 

17.Денисова Г.И., Маскинскова И.А. Организация обучения немецкому языку как первому иностранному студентов-бакалавров направления подготовки «Лингвистика» в рамках модуля «Домашнее чтение» Известия Волгоградского государственного педагогического университета.№ 10, 2020 - С. 68 – 74.  (ВАК) 

18.Кузнецова Л.Н., Третьякова И.В., Беспалова С.В. Фоностилистические особенности рекламных объявлений немецкоязычной прессы.  Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-1 (81). Ч. 2. С. 121 – 123. (ВАК)  

19.Кульнина Е.А. Значение приветствий как культурных особенностей коммуникации на немецком языке//Известия ВГПУ №7(150), 2020. С. 51-55. (ВАК)

20.Кульнина Е.А. Лингвостилистический анализ как средство изучения особенностей построения и понимания различных видов текста//Известия ВГПУ №5(158), 2021. С. 40-43. (ВАК)

21.Кульнина Е.А. Обучение иноязычному общению в рамках формирования социокультурной компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки//Известия ВГПУ №4 (167), 2022. С. 35-40. (ВАК)

22.Кульнина Е.А. Фатические высказывания: недовысказывания или стереотипы? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Том 1. № 10 (76). С. 120 – 122. (ВАК)  

23.Кульнина Е.А.,  Кульнин А.Д. О некоторых условиях успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку// Известия ВГПУ.  № 1(134), 2019.  - С.102 - 105.  (ВАК) 

24.Куршева Г. А., Лаптева И. В., Чернов А. В., Бикейкин Е. Н. Медийность мероприятий в области культуры и общественный резонанс (на материале Республики Мордовия) // Регионология. – 2022. – Т. 30. – № 1(118). – С. 226-243. – DOI 10.15507/2413-1407.118.030.202201.226-243. – EDN OFIIZO. (ВАК, WoS)

25.Лаптева И. В., Кузнецова Е. Д. Исследование современной речевой культуры на материале неологизмов коронавирусной эпохи // Центр и периферия. – 2021. – № 2. – С. 80-84. – EDN NHSSKJ. (ВАК)  

26.Лаптева И.В. Topical issues of Bachelor-translator’ basic linguistic training in higher school: the introduction of communicative-functional approach to translation teaching / Ivleva А. Yu., Lapteva I. V., Sonyem А. В. // Интеграция образования: Науч. журнал. – 2018. – Т. 22. № 2 (91). – С. 324-338. (SCOPUS)

27.Лаптева И.В. Эндюковский Александр Гаврилович / «Мифология мордвы». Буквы Ч, Ш, Э, Ю, Я // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. Науч. журнал. 2018. – № 1 (45). – C. 198–199 (ВАК)  

28.Лаптева И.В., Пахмутова Е.Д. Преимущества и недостатки цифровизации гуманитарного образования/Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 1. С. 89-94. (ВАК)  

29.Пахмутова Е. Д., Лаптева И. В. Бахтинский диалог в современной культуре: блог как форма взаимодействия коммуникантов // Центр и периферия. – 2021. – № 3. – С. 83-86. – EDN OBWYHK. (ВАК)  

30.Рогачев В.И., Ваганова Е.Н., Карабанова Н.В. Пространственно-временные маркеры в фольклоре и языке мордвы-эрзи (на примере материалов с. Косогоры Большеберезниковского района Республики Мордовия) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. Т. 14. № 3. С. 434‒444. (WoS) 

31.Фурманова В. П., Лаптева И. В. Коммуникативное поведение в межкультурном общении: дискурсивно-интерпретационный анализ // Центр и периферия. – 2020. – № 3. – С. 4-7. – EDN XKLFIY. (ВАК)  

32.Фурманова В.П., Лаптева И.В. Концептосфера современной культуры [Коллективная монография] / Н.И. Воронина, И.В. Лаптева, В.П. Фурманова и др.; Под общ. ред. д-ра филос.наук Н.И. Ворониной. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2019. 188 с. 

33.Фурманова В.П., Ферстяев А.И. Развитие межкультурной компетенции бакалавров лингвистики в преподавании иностранных языков на основе концептуальной модели. Томский научно-исследовательский университет «Язык и культура» – Томск, 2019 г. С. 226-243. DOI 10.17223/19996195/42/14.ISSN 1999-6195. Online ISSN 2311-3235. (WoS)

34.Беспалова С.В., Кузнецова Л.Н. Особенности жанра и композиции текстов немецкоязычных онлайн-путеводителей. Тамбов 2023. Грамота. Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 5. С. 1451 – 1457. https://www.gramota.net/articles/phil20230214.pdf (ВАК, К1).

35.Беспалова С.В., Кузнецова Л.Н., Ерёмина Е.А (студентка). Дидактический потенциал интернет-мемов на уроках немецкого языка. Тамбов 2023. Перспективы науки. Выпуск 163. № 4. С. 190 – 194. (ВАК, К2).

36.Беспалова С.В., Кузнецова Л.Н. Развитие умений чтения газетно-публицистических текстов на занятиях по немецкому языку. Тамбов 2023. Перспективы науки. Выпуск 165. № 6. С. 134 – 138. (ВАК, К2).

37.Кузнецова Л.Н., Беспалова С.В., Авербах К.А (магистрант). Методический потенциал видеоресурсов сети интернет для формирования лексических навыков/ /Перспективы науки – Тамбов: Изд-во Перспективы науки, 2023. С. 150 – 157. № 6. (ВАК, К2).

38.Амзаракова И.П., Бабаева Р.И., Беспалова С.В., Лаптева И.В., Пахмутова Е.Д. Валентина Фурманова: воспоминания и размышления о человеке, педагоге, наставнике. Саранск 2023. Центр и периферия. Том 18. № 3. С. 97 – 110. ISSN 2307-5775. URL http://centrniign.ru/2023-3. (ВАК, К3).

39.Беспалова С.В., Кузнецова Л.Н., Гучева А.А. (магистрант). Теоретические основы дистанционного обучения иностранным языкам // Перспективы науки. Тамбов. 2024. Вып. 172. № 1. С. 202 – 205. ISSN 2077-6810. URL http://moofrnk.com/perspektivy-nauki/arhiv/vyipuski-za-2023-god/ (ВАК, К3).

40.Беспалова С.В., Кузнецова Л.Н., Богачёва Д.А. (магистрант). К вопросу о формировании эмоциональной компетенции при обучении иноязычному общению (немецкий язык, языковой вуз) // Перспективы науки. Тамбов 2024. Вып. 172. № 1. С. 153 – 158. ISSN 2077-6810. URL http://moofrnk.com/assets/files/journals/science-prospects/172/science-prospect-1(172)-contents.pdf. (ВАК, К3).

41.Ваганова Е. Н., Шестеркина Н. В. ‘Гроза’ как природная событийная ситуация (на пример мордовских и русских загадок) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Т. 16. № 1. С. 57‒71.

42.Ваганова Е. Н., Харламова А. К. «Языковая репрезентация эмоции «Freude / радость» в немецкой и русской фразеологии» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. С. 83‒92.

43.Кульнина Е.А. Особенности мониторинга знаний, навыков и умений при обучении аспирантов иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – 2023. – №4 (177). С.129-136. http://newizvestia.vspu.ru/index.php/izvestia/issue/view/35/44

44.Кузнецова Е.А. Роль личности переводчика в контексте межкультурной коммуникации (на материале публицистических текстов)// Языки. Культуры. Перевод: IX Международный научно-образовательный форум (Москва, 10–13 ноября 2022 года) : сборник материалов. — Москва : Издательство Московского университета, 2023.

45.Кузнецова Е.А. Профессиональный стресс в деятельности устного переводчика/ Дневник науки. – 2023. – №1 (73) – C. 1-9.

46.Акимова Т.И., Маскинскова И.А. Авторские стратегии Екатерины II в комедии «Обманщик». Казанская наука. 2023. № 4. С. 5-8. (ВАК, К2.)

47.Акимова Т.И., Маскинскова И.А. Авторские стратегии и тактики Екатерины II в комедии «Обольщенный».Litera, 2023. № 5. С. 37 - 46. (ВАК, 2 К.)

48.Афтайкина С. Д., Баукина С. А. Межъязыковые трансформации как основные приемы передачи национально-культурного колорита при переводе художественного текста. Гуманитарные науки и образование. 2023. С. 130 – 134. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59070417 (ВАК, К2)

49.Афтайкина С. Д., Аржанова И. А., Владимирова Т. А. Структурно-синтаксическая организация заголовков немецких массмедийных текстов. Гуманитарные науки и образование. 2023. С. 147 – 151. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54789750 (ВАК, К2)

50.Пахмутова Е. Д., Лаптева И.В., Бикейкин Е. Н. Страна героев» — культурно-образовательная площадка патриотического лагеря Российского военно-исторического общества. Центр и периферия. 2023. С. 26 – 35. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50947805 (ВАК, К3)

51.Амзаракова И. П., Бабаева Р. И., Беспалова С. В., Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Валентина Фурманова: воспоминания и размышления о человеке, педагоге, наставнике. Центр и периферия. 2023. С. 97 – 110. http://centrniign.ru/2023-3 (ВАК, К3)

52.A.V. Projoga, Y.D. Pakhmutova, I.V. Lapteva. Multilingualism in a Global World: Advantages, Problems and Development Prospects. Russian Linguistic Bulletin. 2023. С. 1 – 6. https://rulb.org/archive/6-42-2023-june/10.18454/RULB.2023.42.37 (ВАК, К2)

53.Киреев К. А., Лаптева И. В. «Иван Гусев. Подвиг на Курской дуге»: Документальный кинематограф в современной культуре Республики Мордовия. Центр и периферия. 2023. С. 75 – 82. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54123522_33268716.pdf (ВАК, К3)

54.Осьмушина А. А., Салимова С. Ш., Рожков М.А., Грузнова И. В., Пахмутова Е. Д. Стратегии и факторы успеха в дистанционном обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей. Мир науки. Педагогика и психология. 2023. https://elibrary.ru/item.asp?id=50377985 (ВАК, К2)