Кафедра технологии машиностроения является структурным подразделением Рузаевского института машиностроения (филиал) ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва».
Кафедра образована в августе 1977 года. В разные годы кафедру возглавляли: кандидат технических наук, доцент А. С. Тюряхин, кандидат технических наук, доцент В. В. Харитонов, кандидат технических наук, доцент Ю. И. Вислополов. В августе 1983 года на должность заведующего кафедрой избирается кандидат технических наук, доцент Майков Эдуард Витальевич. С 1987 г. по 2017 г. кафедру возглавлял кандидат физико-математических наук, доцент Кудаев Сергей Петрович. С 2017 г. кафедрой заведует кандидат технических наук доцент Сульдин Сергей Петрович.
Основными направлениями деятельности является учебная, научная, воспитательная и организационная работа, направленная на реализацию и совершенствование учебного процесса, его методического обеспечения.
Кафедра располагает квалифицированным профессорско-преподавательским составом, позволяющим обеспечить высокий уровень про-фессиональной подготовки обучающихся и научно-исследовательской работы. В настоящее время на кафедре работают 16 человек, из них 11 человек штатных преподавателей, заведующий лабораторией и 2 ведущих инженера. Образовательную деятельность осуществляют 9 кандидатов наук, доцентов. Средний возраст штатных ППС — 48,6 года.
Кафедра является выпускающей:
Набор и содержание дисциплин учебных планов реализуемых направлений подготовки, практик ОПОП ориентированы на формирование компетенций выпускников в областях проектирования машиностроительных производств, автоматизации производственных и бизнес-процессов в машиностроении, автоматизации управления технологическими процессами, управления процессами жизненного цикла изделий, цифровизации процессов конструкторско-технологического проектирования с использованием цифровых производственных систем сквозного проектирования и интегрированных цифровых сред.
В рамках реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров преподаватели кафедры совместно с ведущими специалистами АО «Рузхиммаш», ООО «РМ Рейл Инжиниринг», ООО «РМ Рейл РВС», ЗАО «НПО „НефтехГазМаш“», ФКП «Саранский механический завод», ПАО «Саранский приборостроительный завод», АО «СТП-САСТА» обеспечивают проведение учебного процесса. Для реализации основных образовательных программ привлекаются ведущие специалисты машиностроительных предприятий, а именно директор по развитию и операционной деятельности АО «Рузхиммаш» Т. С. Артюшина, заместитель директора по технологии — главный технолог АО «Рузхиммаш» С. А. Корнев, заместитель директора по производству ЗАО «НПО „НефтехГазМаш“» С. Н. Глебов, руководитель планово-экономического департамента ООО «РМ Рейл РВС» О. Ю. Митина, заместитель руководителя департамента проектно-конструкторских разработок ООО «РМ Рейл РВС» О. М. Макушкина, главный диспетчер АО «Саранский телевизионный завод» О. Е. Симайкина, руководитель группы предпроектных исследований АО «РМ Рейл Инжиниринг» А. В. Григорьев, главный конструктор АО «СТП САСТА» А. В. Наумов.
Преподавателями кафедры разработаны и успешно реализуются дополнительные образовательные программы «Технический контроль качества продукции в машиностроении», «Инженерные компетенции в условиях цифровой трансформации машиностроительных предприятий», «Автоматизация технологических процессов оборудования цифровых производств».
Основными направлениями развития кафедры являются:
Научная деятельность кафедры осуществляется в рамках двух направлений:
Активное участие в научной работе кафедры принимают студенты, кото-рыми лично и в соавторстве с преподавателями кафедры публикуют научные статьи, принимают участие в олимпиадах, конкурсах, форумах, семинарах, в том числе во Всероссийской студенческой олимпиаде «Я — профессионал» по направлению «Машиностроение», в чемпионатах WorldSkills по компетенции «Инженерный дизайн CAD».
Преподаватели и студенты активно участвуют во внеучебной деятельно-сти университета в рамках культурных и спортивных мероприятий проводимых в университете, городе и республике в целом. Большое значение уделяется воспитательной работе, которая направлена духовно-нравственное, культурно-творческое и экологическое воспитание обучающихся.