Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
КОНЦЕПЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Концепция воспитательной деятельности в Национальном исследовательском Мордовском 

государственном университете им. Н.П. Огарева.
  
  Введение.
Вопросы совершенствования воспитательного процесса в вузе и поиск наиболее эффективных путей для достижения его конечной цели – создание оптимальных условий для самореализации личности в процессе вузовского обучения чрезвычайно актуальны. Наличие долговременных системных вызовов, перед которыми оказалась российская экономика, сложные социально-экономические и культурно-исторические процессы, происходящие в нашей стране, выдвинули ряд проблем, важность и острота которых стали очевидными и в воспитательной работе вузов.

Высококвалифицированный специалист сегодня должен хорошо ориентироваться в разнообразии технологий, обладать междисциплинарными знаниями и ключевыми компетенциями, иметь свое мнение и уметь отстаивать его, правильно оценивать свои возможности, быть готовым к принятию ответственных решений, имеющих долгосрочные последствия.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. (Ст. 69, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»).

Задачи высшего образования состоят в том, чтобы обеспечить тесную связь профессионального обучения и нравственного воспитания студентов, создать условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Глава 1, ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»). Человек должен не только адаптироваться к стремительным социальным переменам, но и уметь практически оценить происходящее и наметить пути дальнейших преобразований. В этих условиях работа с молодежью рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности вуза.

Специфика воспитательной работы связана с тем, что она осуществляется как в учебное, так и в свободное от учебы время, в рамках которого студент свободно выбирает тот или иной вид занятий.

Актуальность воспитательной работы подтверждена результатами конкретно-социологических исследований по самым различным вопросам, включая отношение студентов к нравственности, основные формы проведения досуга, состояние преступности среди обучающихся, наличие фактов злоупотребления ПАВ и т.д.

В концепции изложены:

- концептуально-теоретическое и методологическое обоснование

воспитательной работы со студентами вуза;

- цели и задачи воспитательного процесса;

- принципы воспитательной политики вуза;

- приоритетные стратегии воспитания;

- основные направления внеучебной работы;

- формы и методы воспитания в вузе;

- критерии результативности воспитательной деятельности.

Применяемые термины и определения:

«воспитание» – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Глава 1, ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»);

«воспитательная система» – упорядоченная целостная совокупность компонентов (воспитательных отношений, технологий управления учебно-воспитательным процессом, форм организации деятельности, средств и методов обучения и воспитания), которые целенаправленно и эффективно содействуют развитию личности обучающегося;

«воспитательная деятельность» – система действий субъектов воспитательной системы, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности, основанная на передаче от поколения к поколению накопленного человечеством культуры и опыта;

«внеучебная деятельность» - это составная часть образовательного процесса в вузе, осуществляемая за пределами учебного времени, одна из форм организации свободного времени учащихся, основанная на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Она призвана ориентировать обучающегося в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, физическая, духовная), опираясь на его естественные склонности, интересы, личностные особенности и компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентированных на культуру, психологию, этику, лидерство, социально значимую деятельность);

«Воспитательная деятельность» и «внеучебная деятельность» различаются тем, что первое понятие обозначает характер и содержание деятельности, во втором понятии акцент сделан на временной и

пространственной характеристиках процесса. В ряде случаев допускается их использование как синонимов.

«воспитательная среда» – это совокупность окружающих человека социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержанием среды выступают предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружения;

«субъекты воспитательной системы» – это члены единого сообщества - студенты, наставники, кураторы академических групп, преподаватели, работники вуза, студенческая академическая группа, студенческие

объединения, выпускники,- объединенные субъектной позицией, занимаемой в процессе систематической совместной образовательной деятельности;

«корпоративная культура» – система общих социальных интересов, убеждений, норм поведения и ценностей, которые являются правилами и стандартами, определяющими, как должны работать и вести себя работники и студенты университета;

«куратор академической группы» – преподаватель или студент старших курсов, целенаправленно способствующий профессиональному становлению студентов и их адаптации к университету;

«студенческое самоуправление» – это форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важнейших вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие еѐ социальной активности, поддержку социальных инициатив. Студенческое самоуправление – одна из форм воспитательной работы, направленная на формирование разносторонне развитой, творческой личности с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и обладающих необходимыми социально-личностными компетенциями;

«совет обучающихся образовательной организации» (или Студенческий совет) – общественный коллегиальный орган управления образовательной организации, формируемый по инициативе обучающихся с целью учёта их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся;

«общественное объединение» – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.


Цели и задачи воспитательного процесса
Целью воспитательной деятельности университета является создание оптимальных социо-культурных и образовательных условий для становления личности творчески мыслящего и компетентного специалиста, патриота России, демонстрирующего высокую культуру, в том числе культуру межнационального и межконфессионального общения, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием.

Эта цель достигается посредством решения следующих конкретных задач:

- обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса, учебной и научной работы;

- создание гуманитарного пространства – условий для освоения студентом материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом;

- создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения, способствующей самоопределению, самоутверждению и самореализации личности студента;

- влияние на формирование ценностных ориентаций, гражданской позиции студенческой молодѐжи, формирование положительного жизненного идеала;

- формирование корпоративной культуры, опирающейся на сплоченность коллектива целями развития науки и обеспечения высокого качества профессионального образования молодежи, и выражающей нетерпимость к фактам коррупционного поведения и экстремистской идеологии;

- развитие правовой, экологической культуры молодежи и стимулирование ресурсосберегающего поведения.

Для достижения конкретных конечных результатов воспитания и профессиональной подготовки студентов университета особое значение приобретают следующие моменты методического характера:

- умение опираться в воспитательном влиянии как в учебном процессе, так и во внеучебное время на широкие возможности коллективной студенческой самоорганизации, спонтанной творческой активности студентов;

- апелляция в воспитательном процессе и влиянии на студентов к авторитету студенческого коллектива, потенциалу его самодеятельной активности и самоуправления;

- эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрения и порицания в учебном процессе, следования правилам поведения в стенах вуза и общежития;

- умение преподавателя планировать и оценивать результаты своего воспитательного влияния на процесс формирования будущих специалистов;

- умение руководителей структур управления использовать кадровый потенциал администрации факультетов \ институтов и профессорско-преподавательского состава в целях повышения эффективности воспитательного процесса, оценивая его результаты в ходе научно-педагогической деятельности;

- умение использовать возможности воспитательного влияния профессиональной этики и корпоративной культуры в различных формах их проявления (в эстетике учебного процесса, образе преподавателя, в психологической атмосфере факультета\ института, нетерпимости к различного рода асоциальным проявлениям и т.п.);

- умение сочетать задачи воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о студенческой молодежи.


Принципы воспитательной политики
В качестве основополагающих принципов воспитательной политики в МГУ им. Н.П.Огарева могут быть использованы положения социологии молодежи, которая, применительно к студенчеству, охватывает процессы изменения социальных качеств поколения при переходе от одного статуса (учащаяся молодежь) к другому (профессионал – высококвалифицированный специалист) с новыми чертами образа жизни, социального и духовного облика. В связи с этим основными принципами системы воспитательной политики являются:

- гуманизм и ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;

- воспитание в контексте профессионального образования и государственной молодёжной политики Российской Федерации;

- единство учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности;

- опора на психологические, социальные, культурные и другие особенности обучающихся;

- учтёт социально-экономических, культурных и других особенностей региона;

- сочетание административного управления и самоуправления обучающихся;

- вариативность направлений воспитательной деятельности, добровольность участия в них и право выбора студента;

- открытость, преемственность, гибкость системы воспитательной деятельности вуза;

- уважение к многообразию религий и национальных культур;

- принцип устойчивого развития, предполагающий формирование у студентов способности видеть долгосрочные последствия своей будущей профессиональной деятельности.


Приоритетные стратегии воспитания
Характер развития современной экономики и задач, которые встают перед высшим образованием, определяют стратегические приоритеты в воспитательной деятельности, осуществляемой в Мордовском государственном университете.

Воспитание креативной, творчески развивающейся личности осуществляется в русле лучших российских традиций, опираясь на историческую преемственность культурных ценностей и духовных идеалов поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости.

Воспитание патриотизма и гражданственности как основополагающих качеств человека, совокупности духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Важной задачей вуза является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Формирование правового сознания и социальной ответственности личности представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у студентов уважения к закону, приверженности демократическим нормам общественной жизни, активного и сознательного соблюдения ими норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности. Оно предполагает формирование у студентов знания своих прав и обязанностей, понимание неотвратимости ответственности за несоблюдение последних, негативное отношение к коррупционному поведению.

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Развитие потребностей в здоровом образе жизни, развитие целеустремленности, смелости, выносливости, решительности, ловкости, способности к сотрудничеству и многих других личностных качеств, формирование негативного отношения к вредным привычкам лежит в основе успешной жизнедеятельности человека.

Воспитание социально-активной и конкурентоспособной личности осуществляется в соответствии с первоочередной задачей реализации общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда, и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка. Национальный исследовательский университет осуществляет подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Формирование экологического сознания личности и навыков ресурсосбережения базируется на усвоении правовых и этических норм, регулирующих отношения человека к природе и обществу, формировании ценностей ресурсосбережения, умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, на способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований, приверженности идеалам, принципам и этике устойчивого развития. Экологическая культура опирается на уважительное отношение к мировой культуре, к окружающим, воспитание чувства личной ответственности за выживание человечества, его безопасность и устойчивое развитие.

Воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов является одним из ключевых условий успешной жизнедеятельности в многонациональном и многоконфессиональном социуме. Оно осуществляется в духе дружбы, уважения и взаимопонимания людей разных национальностей и религий. Для этого необходимо этнокультурное и гражданское самоопределение личности на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры, воспитание у студентов стандартов уважительного отношения к культуре других народов, подготовка выпускников вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации.

Формирование умений проектного менеджмента. Владение проектными методами управления является важной составляющей конкурентоспособной личности, умеющей проявлять новаторские способности и решать социальные проблемы с наибольшей степенью эффективности. Социальное проектирование в образовательном учреждении выступает инструментом, формирующим корпоративную культуру внутри группы, развивающим управленческие и организационные навыки обучающихся и их личностные качества. Кроме того, проектная деятельность развивает мобильность, способность быстро реагировать в нестандартной ситуации и повышает адаптационные возможности личности.

Значимым результатом освоения проектной деятельности обучающимися является установление взаимосвязей с внутренними и внешними социальными партнѐрами, формирование социальных качеств, помогающих конструировать будущую деятельность и творчески осваивать действительность. Обучающиеся учатся совмещать разные виды деятельности (учебную, производственную, творческую и др.) в условиях ограниченных ресурсов, концентрировать внимание на разных видах социальных практик (образовательной, культурно-досуговой, волонтерской, трудовой и т.д.).


Основные направления внеучебной деятельности
Во внеучебное время воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

- организация студенческого самоуправления, развитие деятельности студенческих объединений, развитие лидерского потенциала студентов;

- сохранение преемственности университетских традиций, развитие корпоративно культуры, формирование устойчивого сообщества выпускников;

- сохранение и развитие национальных традиций, приобщение студентов к культурному многообразию;

- создание системы стимулов саморазвития и социальной активности личности студента посредством совершенствования интеллектуального творчества, разработка методов и форм поддержки творчески одаренной молодежи;

- совершенствование условий для раскрытия творческого потенциала студентов и развития художественного студенческого творчества;

- продвижение ценностей здорового образа жизни, создание стимулов для занятия физической культурой и спортом;

- оказание многопрофильной психологической помощи студентам, реализация мероприятий по профилактике асоциального поведения в студенческой среде, противодействие коррупционному поведению и экстремистской идеологии;

- создание и поддержка студенческих клубов по интересам.


Формы и методы воспитательной работы
В университете применяются традиционные и современные формы и методы воспитательной работы в соответствии с этапами социализации студентов. Воспитательная работа реализуется как через академическую (учебную), так и через внеучебную деятельность. К традиционным формам и методам внеучебной воспитательной работы следует отнести всевозможные студенческие объединения по интересам, участвующие в форумах, фестивалях, чемпионатах, соревнованиях, а также студенческие клубы, художественные студии, и т.п. Ведущую роль в процессе формирования высококвалифицированных кадров играют научные студенческие кружки, СКБ, МИЦы и т.д. К современным формам относят студенческие общественные организации, в том числе и НКО, члены которых являются студентами вуза, интеллектуальные игры, управленческие поединки, флеш-мобы, квесты, ролевые и деловые игры, различные формы работы со студентами в социальных сетях, краткосрочные школы-семинары по развитию лидерского потенциала, разнообразные дополнительные образовательные программы, обучающие студентов социальному проектированию и приобщающие к социально значимой деятельности – так называемое неформальное образование (Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года) Согласно системе уровневого высшего образования, учитывая этапы социализации молодежи в вузе: адаптационный, интеграционный и инновационный периоды, в организации воспитательной работы могут использоваться как традиционные, так и инновационные активные формы и методы. На первом – адаптационном этапе основная роль принадлежит куратору академической группы первого курса, знакомящего студентов с особенностями вузовского обучения, приобщающего их к университетским традициям и формирующим интерес к будущей профессии. Для первокурсников реализуется Адаптационная программа, затем предлагается включение их в различные виды внеучебной деятельности. Интеграционный период продолжается, как правило, с 1–2 по 4-5 курсы обучения, в процессе которого студенты с различной степенью успешности включаются в систематическую научно-исследовательскую работу либо/и принимают систематическое участие в одном или нескольких направлениях внеучебной деятельности, что способствует развитию когнитивных способностей, инструментальных и управленческих компетенций.

В процессе участия в различных программах и мероприятиях по внеучебной работе происходит освоение дополнительных образовательных лидерских программ, проектирование и реализация социальных инициатив, стимулирование креативного подхода к проведению традиционных мероприятий, освоение проектного подхода в организации внеучебных мероприятий.

Инновационный период предполагает владение общекультурными компетенциями и преимущественно включает студентов старших курсов обучения (4–6 курсы), получивших опыт работы в студенческом самоуправлении. Они привлекаются к организации мероприятий, разработке авторских программ, проведению мастер-классов, кураторству, разрабатывают новые проекты и направления, организуют факультетские и университетские мероприятия, в реализации дополнительных образовательных программ выступают в качестве координаторов, ведущих мастер-классов.

Одной из эффективных форм воспитательной деятельности и социального развития личности осуществляется в системе коллективной самоорганизации студенческой среды – в системе студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление в вузе представлено Советом молодежных объединений Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарѐва, в который входят свыше 40 организаций, крупнейшими их которых являются Студенческий совет и Профком студентов и аспирантов.

Студенческие общественные объединения заняты во всех сферах университетской жизни.

Студенческое самоуправление играет важнейшую роль в процессе самореализации и самоактуализации личности. Здесь студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организатора, личностные качества, необходимые профессиональному специалисту, ученому, руководителю, общественному деятелю.

Основными целями студенческого самоуправления являются:

-повышение эффективности и успешности учебы, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов в образовательном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

-формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по избранному направлению подготовки через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

-обеспечение реального участия студентов в управлении учебно-воспитательным процессом;

-развитие инициативы, самостоятельности, творческих способностей студентов, формирование моральных качеств;

-поддержание правопорядка в молодежной среде;

-обучение организаторским и управленческим навыкам.

Студенческое самоуправление предполагает выражение интересов и воли студенческого коллектива, участие в планировании учебного процесса и повышении качества образования, выработки предложений по оказанию морального поощрения и материальной помощи студентов, обеспечение сохранности материальных и технических ценностей университета, учебных аудиторий, зданий и общежитий университета, организацию досуга и отдыха тудентов, активизацию деятельности социально важных студенческих общественных объединений в вузе, оказание помощи в реализации их уставных целей и задач, организацию системы изучения и учета общественного мнения студентов по важнейшим вопросам жизни вуза и создание условий, при которых обеспечивается участие каждого студента в обсуждении проблем, принятии и выработке решений.

Участие в студенческом самоуправлении является частью образовательного процесса и способствует формированию общекультурных компетенций через вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность посредством приобретения опыта демократических отношений и навыков организаторской деятельности.

Организационная структура студенческого самоуправления представляет собой иерархически выстроенную систему самоуправления – группа-курс-факультет-университет. В Студенческом совете каждый уровень основан на единой основе работы секторов: учебного, научного, интеллектуально развивающего, профориентационного, информационно-аналитического, культурно-массового, спортивного, трудового, сектора по работе с иностранными студентами, с оптимальным распределением задач и функций, ответственности, полномочий и прав внутри каждого уровня и системы в целом.

Профком студентов и аспирантов организует участие студентов в работе своей организации по принципу работы комиссий: организационно-массовая, жилищно-бытовая, спортивно - оздоровительная, культурно – массовая, ревизионная, комиссия общественного контроля.

Поддержка молодежных общественных объединений и организаций студентов вуза строиться на основе партнерских отношений с администрацией университета.


Критерии воспитанности студентов вуза
Обладание глубокими профессиональными и общекультурными компетенциями, умением применять их в своей научно-исследовательской, трудовой и общественной деятельности, обладать потребностью образовательной активности на протяжении всей жизни.

Национальное самосознание гражданина России. Для иностранных студентов глубокое уважение законов, культуры, народа страны получаемого образования.

Умение интегрироваться в изменяющиеся условия жизни: уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, идеалы и ценности.

Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальное решение проблем в нестандартных ситуациях.

Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию интеллекта и профессиональных качеств.
Уважение и соблюдение закона, социальная ответственность, ориентация мировоззрения на ценности устойчивого развития, нетерпимость к асоциальным проявлениям (идеологии экстремизма, коррупции и т.п.).