В Мордовском университете стартовали Февральские педагогические чтения. В этом году масштабный университетский форум посвящён теме наставничества.
Проходит мероприятие в 41 раз, целью которого является распространение инновационного педагогического опыта и поддержки педагогических инициатив.
На чтениях рассматривались наиболее актуальные вопросы, связанные с развитием научной, учебной, образовательной деятельности и темы наставничества.
В экспертной сессии приняли участие: и. о. ректора Д. Е. Глушко, проректор по учебной работе А. Ю. Маслова, ученые университета.
Д. Е. Глушко отметил, что сегодня одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики является наставничество.
Ещё в начале 2018 года был проведён Всероссийский форум «Наставник», организованный Агенством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ В. В. Путина. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование», включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы» и др.
Потребность в расширении практик наставничества в образовании осознаётся на различных уровнях управления, потенциал наставничества в последнее время признаётся всё большим числом людей. Сформировано общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов развития российской экономики.
Дмитрий Евгеньевич подчеркнул, что многие государственные и общественные организации, предприятия и учреждения запускают различные инициативы в сфере наставничества. Поэтому необходимо как распространять имеющиеся программы, действующие в соответствии с передовыми апробированными практиками, так и разрабатывать новые, инновационные модели.
Об анализе результатов деятельности вуза и проектах, реализуемых учебно-методическим управлением рассказала проректор по учебной работе Алина Юрьевна Маслова. В своем выступлении она сделала акцент на развитии идеи наставничества в образовательной и научно-образовательной деятельности университета.
Она подчеркнула, что роль наставничества является важнейшей в процессе построения образовательной деятельности.
Эти задачи будут решаться с помощью развития компетенций профессорско-преподавательского состава, инновационных процессов в учебной и образовательной деятельности и его цифровизации.
С онлайн докладами выступили коллеги из Москвы.
О роли института наставничества в формировании профессиональных компетенций обучающихся вузов рассказала проректор по связям с общественностью Московского педагогического государственного университета, директор Института журналистики, профессор, член Союза журналистов России, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук Т. Н. Владимирова.
С докладом «Тьюторская комплексная модель наставничества в вузе в контексте непрерывного образования и профессионального развития» выступил старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук Лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета А. А. Тёров.
Доклад «My-mtntor.ru» — опыт пяти лет развития наставничества в МГИМО МИД РФ представил Strategy Partners Group, ведущий руководитель проектов С. С. Шершень.
По традиции в рамках Февральских педагогических чтений были вручены награды победителям конкурса на лучшее учебное издание.
первое место в номинации «Лучший учебник»:
- доцент кафедры правовых дисциплин О. В. Купцов за учебник «Правоведение»
- доцент кафедры гражданского права и процесса И. В. Гинзбург за учебник «Правоведение»
- доцент кафедры гражданского права и процесса И. П. Чиранова за учебник «Правоведение»
- доцент кафедры электроники и наноэлектроники О. В. Шишов за учебник «Современные средства АСУ ТП».
второе место в номинации «Лучший учебник»:
- профессор кафедры финансов и кредита С. С. Артемьев за учебник «Государственные и муниципальные финансы»);
- заведующая кафедрой финансов и кредита Н. Н. Семёнова за учебник «Государственные и муниципальные финансы»
- доцент кафедры финансов и кредита С. Г. Бусалова за учебник «Государственные и муниципальные финансы»
-доцент кафедры финансов и кредита О. И. Ерёмина за учебник «Государственные и муниципальные финансы»
-доцент кафедры финансов и кредита С. М. Макейкина за учебник «Государственные и муниципальные финансы»
- заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин Н. И. Наумкин за учебник «Теория и методика обучения инновационной инженерной деятельности»);
- доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин Н. Н. Шекшаева за учебник «Теория и методика обучения инновационной инженерной деятельности».
За третье место в номинации «Лучший учебник»:
- профессор кафедры государственного и муниципального управления Т. М. Полушкина за учебник «Органическое сельское хозяйство в системе устойчивого развития сельских территорий»
- профессор кафедры государственного и муниципального управления О. Ю. Якимова за учебник «Органическое сельское хозяйство в системе устойчивого развития сельских территорий»
- заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Е. Г. Коваленко за учебник «Органическое сельское хозяйство в системе устойчивого развития сельских территорий»
- доцент кафедры государственного и муниципального управления Ю. А. Акимова за учебник «Органическое сельское хозяйство в системе устойчивого развития сельских территорий»
-доцент кафедры государственного и муниципального управления Т. П. Королёва за учебник «Органическое сельское хозяйство в системе устойчивого развития сельских территорий»).
первое место в номинации «Лучшее учебное пособие»:
- доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности И. Е. Илякова за учебное пособие «Коммерческая тайна»).
- доцент кафедры физической и социально-экономической географии С. И. Рункова за учебное пособие «Палеогеография»).
- старшего преподавателя кафедры архитектуры и дизайна О. А. Ботина за учебное пособие «Основы архитектурной композиции и макетирования»).
второе место в номинации «Лучшее учебное пособие»:
- заведующая кафедрой культурологии и библиотечно-информационных ресурсов М. В. Логинова за учебное пособие «Современная философия искусства: концептосфера»);
- профессор кафедры общей физики П. А. Рябочкина за учебное пособие «Лабораторный практикум по физике лазеров»);
- доцент кафедры общей физики А. А. Ляпин за учебное пособие «Лабораторный практикум по физике лазеров»);
- доцент кафедры прикладной математики, дифференциальных уравнений и теоретической механики А. О. Сыромясов за учебное пособие «Введение в дискретную математику: основные понятия, идеи и алгоритмы»);
- доцент кафедры светотехники С. В. Прытков за учебное пособие «Компьютерные технологии в светотехнике»);
- доцент кафедры светотехники А. А. Горбунов за учебное пособие «Компьютерные технологии в светотехнике»).
третье место в номинации «Лучшее учебное пособие»:
- доцент кафедры теории речи и перевода Л. В. Верещагина за учебное пособие «Практикум по переводу официально-деловой документации (английский язык)»);
- доцент кафедры теории речи и перевода И. В. Седина за учебное пособие «Практикум по переводу официально-деловой документации (английский язык)»);
- декан юридического факультета Ю. Н. Сушкова (за серию учебных пособий «Юридическая антропология», «История межэтнических отношений в Поволжье», «Историко-правовое положение мордовского народа в Российском государстве (XYI- начало XX в.)»);
- директор медицинского института Л. А. Балыкова за учебное пособие «Детская кардиология»);
- доцент кафедры педиатрии Е. И. Науменко за учебное пособие «Детская кардиология»);
- заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности И. И. Игайкина за учебное пособие «Управление техносферной безопасностью»);
- доцент кафедры безопасности жизнедеятельности И. Н. Даськина за учебное пособие «Управление техносферной безопасностью»);
- заведующий кафедрой госпитальной хирургии с курсами травматологии и ортопедии, глазных болезней В. И. Давыдкин за учебник «Амбулаторная хирургия»);
- профессор кафедры госпитальной хирургии с курсами травматологии и ортопедии, глазных болезней М. Д. Романов за учебник «Амбулаторная хирургия»);
- доцент кафедры госпитальной хирургии с курсами травматологии и ортопедии, глазных болезней А. В. Пигачёв за учебник «Амбулаторная хирургия»).
- преподаватель факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования В. С. Лунин за учебное пособие «Практикум по истории» в двух частях;
- декан факультета математики и информационных технологий, исполняющий обязанности до 3 октября 2021 года И. И. Чучаев за учебное пособие «Методы решения уравнений» в трёх частях).