Подготовка агроинженеров с цифровыми компетенциями
21.07.2021
Подготовка агроинженеров с цифровыми компетенциями

20 июля в Мордовском университете прошел круглый стол «Формирование компетентностной модели выпускников в интересах АПК региона». Говорили о повышении качества подготовки современных агроинженеров, которые должны обладать цифровыми компетенциями.

В обсуждении темы приняли участие представители крупнейших предприятий республики в сфере АПК, предпринимательского сообщества Мордовии, а также профильных министерств и ведомств.

В числе инициаторов проведения круглого стола - сотрудники Мордовского университета, которые стали победителями республиканского кадрового проекта «Моя Мордовия» и вошли в Экспертный клуб при Главе Республики Мордовия: доцент кафедры технического сервиса машин Столяров Алексей Владимирович; начальник управления подготовки кадров высшей квалификации, доцент кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии Агеева Ольга Николаевна; старший преподаватель кафедры теплоэнергетических систем Лысяков Анатолий Иванович.

«Сегодня наметился разрыв между системой подготовки специалистов и требованиями рынка труда. Работодателю нужны специалисты нового качества, которые владеют современными цифровыми технологиями и участвуют в реализации серьезных проектов, в том числе в сфере АПК.

Еще один важный момент: технологии настолько быстро развиваются и внедряются в реальный сектор, что система образования не всегда успевает за новациями и реализуемыми проектами. Кроме того, у многих работодателей существует запрос на выпускников, обладающих уникальными навыками, которые необходимы для конкретного производства.

Естественно, в таких условиях должно происходить максимальное сближение системы высшего образования с реальным сектором экономики. Очень важно, чтобы мы с вами совместно выработали комплекс мер, направленных на цифровую трансформацию и формирование цифровых компетенций у выпускников республики», - подчеркнул ректор МГУ им. Н.П. Огарёва Сергей Михайлович Вдовин.

Действенные механизмы уже существуют и университетом успешно применяются. В их числе - целевая подготовка и построение индивидуальных траекторий обучения студентов с учетом пожеланий работодателей. Об этом в своем выступлении рассказала проректор по учебной работе Алина Юрьевна Маслова.

Отмечено, что далеко не все предприятия республики участвуют в разработке образовательных программ, формировании требований к профессиональным компетенциям выпускников и осуществлении оценки качества получаемого ими практико-ориентированного образования. И это нужно менять!

Доцент кафедры технического сервиса машин, член Экспертного клуба при Главе РМ Алексей Владимирович Столяров рассказал о проекте, который реализуется учеными Мордовского университета совместно с Университетом Иннополис. Он направлен на анализ потребностей потенциальных работодателей в профессиональных компетенциях работников по применению цифровых технологий. Алексей Владимирович предложил собравшимся принять участие в анкетировании, чтобы провести подобный анализ для АПК Мордовии.

Проректор по научной работе, заведующий кафедрой технического сервиса машин Петр Васильевич Сенин познакомил собравшихся с проектом «Смарт Агро» (Умное сельское хозяйство) – одним из ключевых в программе развития вуза до 2030 года. Он направлен на модернизацию региональной системы ведения сельского хозяйства с целью повышения продуктивности и конкурентоспособности, получения высококачественной экологичной продукции, снижения антропогенных нагрузок на окружающую среду и рисков для жизни и здоровья населения.

О повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» говорила декан факультета дополнительного образования Наталья Владимировна Жадунова (подробнее о проекте смотрите по ссылке). Наталья Владимировна подчеркнула, что система дополнительного профессионального образования – очень гибкий механизм, позволяющий обучить необходимым компетенциям действующих работников предприятия в короткие сроки и с учетом всех пожеланий работодателя.

В завершение круглого стола состоялось обсуждение, по результатам которого были выработаны общие рекомендации. Достигнутые договоренности позволят опередить систему подготовки выпускников, снизить кадровый голод у работодателей за счет целевой подготовки и распространить успешную практику проведения рабочих встреч на другие направления обучения.