Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
Наталья Калязина: «Важной задачей считаю совершенствование внутренней независимой оценки качества образования!»
24.03.2023
Наталья Калязина: «Важной задачей считаю совершенствование внутренней независимой оценки качества образования!»

В начале февраля на должность начальника управления менеджмента качества образования Мордовского университета назначена Наталья Калязина.

О том, как будет развиваться структура, что входит в функционал, какие задачи поставлены перед коллективом — в нашем интервью.

— Наталья, вы выпускница экономического факультета 2005 года. Окончили специальность «Управление качеством». Расскажите о студенческих годах? Об учёбе в университете?

- О студенческих годах можно рассказывать бесконечно… Это был самый увлекательный, яркий и насыщенный период в моей жизни! Я поступила на новое и перспективное направление подготовки — «Управление качеством» — и нисколько не пожалела об этом, потому что коллектив кафедры был молодым, амбициозным и максимально вовлеченным в свое дело. Татьяна Анатольевна Салимова (зав. кафедрой) — большой профессионал — стала, по сути, родоначальником этого направления в Мордовии и системы менеджмента качества (СМК) — в вузе. Нам было бесконечно интересно учиться, ведь мы, помимо изучения теоретических основ менеджмента качества, очень большое внимание уделяли практической подготовке. Кроме учебы, мы много времени отдавали внеучебной деятельности: ездили на экскурсии в Болдино, Нижний Новгород, Казань и другие города. Активно принимали участие во внутривузовских конкурсах: Созвездие, День первокурсника и Студенческая весна. А наш куратор Елена Сергеевна Петрова (Козлова) (ныне директор центра сопровождения целевого обучения в МГУ им. Н.П. Огарёва) была награждена дипломом «Лучший куратор».

— После окончания вуза вы долгое время работали начальником отдела систем качества ОАО «Ламзурь». С марта 2021 года пришли в МГУ им. Н. П. Огарёва и возглавили отдел менеджмента качества вуза. Чем отличалась ваша прежняя работа от новой? И что вам предстояло сделать в родном университете?

- С одной стороны, производство и образование — это два абсолютно разных направления деятельности, но с другой — понятие «качество» уникально и многогранно… Мы можем одновременно говорить о качестве продукции, качестве оказания услуг, качестве образования и т. д., и все это вмещает в себя понятие «качество».

Не могу сказать, что деятельность вуза была для меня абсолютно далекой после окончания учебы. В 2013 году году я снова оказалась в родной альма-матер, став слушателем Президентской программы переподготовки управленческих кадров по направлению «Менеджмент», а после ее окончания была приглашена в качестве члена ГЭК как представитель работодателя, работающий по специальности «Управление качеством». Кроме того, работая много лет на производстве, я всегда с большим удовольствием брала студентов данной специальности на практику, чтобы наглядно продемонстрировать принципы менеджмента качества на производстве и работу службы качества в целом.

В марте 2021 года я была приглашена на должность начальника отдела менеджмента качества образовательной деятельности в МГУ им. Н. П. Огарёва. Передо мной как практиком с большим опытом работы стояла задача применить свои знания и умения в области менеджмента качества в стенах родного вуза, актуализировать и модернизировать систему управления.

— Наталья, с чем связано переименование вашего структурного подразделения из отдела в управление? Что теперь изменится?

- В процессе решения поставленных задач стало понятно, что функции, реализуемые в отделе, уже намного шире тех, которые были раньше, а объем выполняемых работ за последние два года увеличился вдвое как в количественных, так и в качественных показателях. Кроме того, для улучшения качества реализации отдельных процессов нам необходимо:

- постоянно совершенствовать действующую систему оценки качества образования путем внедрения лучших практик других вузов;

- улучшать функционирование как отдельных бизнес-процессов, так и систему менеджмента качества в целом;

 — проводить проверки на соответствие требованиям внутренних локально-нормативных актов всей регламентирующей документации подразделений (должностных инструкций, положений о структурных подразделениях, иных документов, регламентирующих их деятельность);

- реализовывать совместные проекты с другими вузами и ассоциациями по вопросам качества образования.

Учитывая это, совместно с руководством университета было принято решение реорганизовать существующий отдел в управление, наделив его новыми полномочиями и поставив перед ним новые задачи, усовершенствовать структуру подразделения. В структуре управления теперь появятся новые сектора: сектор обеспечения качества образования и сектор социологических исследований и мониторинга.

— Какие новые функции и задачи у вас появятся?

— В 2022 году наш вуз присоединился к Университетской национальной инициативе качества образования (УНИКО), задачами которой является:

— исследование качества высшего образования; - разработка и внедрение образовательных практик с доказанной эффективностью, отвечающих вызовам меняющегося общества; - обеспечение вовлечения ключевых стейкхолдеров (работодателей, родителей и др.) в развитие культуры качества;- создание на базе университета площадок исследований и экспертизы по вопросам внедрения и оценки эффективности новых инструментов управления качеством образования.

Для реализации поставленных задач в рамках УНИКО наш вуз запланировал участие в треках «Исследователь: университет готов включиться в проведение исследований качества образования на своей базе и/или на базе университетов партнеров» и «Пользователь: университет готов к трансферу представленных моделей/ методик/ инструментов развития качества образования в свою практику». Задача нашего управления в рамках этого проекта — участие в проектных сессиях и совместных образовательных событиях, вовлечение вуза в совместные с другими вузами исследования по вопросам качества образования, а также поиск лучших практик развития в области качества.

— Какие будут новые важные задачи?

— Важной задачей считаю совершенствование внутренней независимой оценки качества образования. Мы планируем запустить систему внутреннего тестирования для обучающихся, в рамках которой провести входной контроль уровня подготовленности обучающихся первого курса в начале изучения дисциплины (модуля) и обучающихся старших курсов по остаточным знаниям с использованием собственных оценочных средств; планируем разработать критерии оценки и провести внутренний мониторинг образовательных программ с целью их совершенствования и выявления лучших практик. Еще одной важной задачей нашего управления является актуализация внутренних локальных документов, обеспечивающих совместную реализацию основных бизнес-процессов с учетом воздействия внутренних и внешних факторов, изменений оргструктуры университета в целях гарантии качества образования.

— Как вы взаимодействуете с кафедрами институтов и факультетов? Другими структурными подразделениями?

— В каждом подразделении есть менеджер по качеству, основными задачами которого является реализация принципов менеджмента качества и совершенствование СМК как в рамках своего подразделения, так и в вузе в целом. Помимо этого, совместно с нашим управлением менеджеры по качеству активно внедряют современные методы менеджмента качества в деятельность своего подразделения, участвуют в процедурах внешней и внутренней оценки качества образования. В 2021 году сформирован новый пул менеджеров по качеству. На факультетах/ в институтах данные обязанности в основном возложены на заместителей деканов/ директоров по учебной работе. Кроме того, назначены менеджеры по качеству по основным укрупненным направлениям деятельности, имеющим непосредственное отношение к образовательному процессу, а также с учетом степени их важности и влияния на СМК в целом (цифровое развитие, молодежная политика, научая и учебная работа).

— Как, на ваш взгляд, можно повысить качество образовательной деятельности в Мордовском университете? Что для этого необходимо?

- На мой взгляд, одной из успешных составляющих гарантий качества образовательного процесса является наличие сертифицированной СМК, которая дает ряд преимуществ нашему университету перед другими вузами: повышается имидж вуза, уровень управления качеством образования, а также шансы на победу в конкурсах, грантах и при заключении договоров и контрактов; повышается доверие со стороны инвестиционных компаний и ключевых стейкхолдеров. В декабре 2022 года наш вуз прошел процедуру ресертифицированного аудита и получил сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001, что является гарантией признания на международном уровне, а следовательно, установление более эффективных контактов с зарубежными вузами, увеличение числа иностранных студентов, повышение конкурентоспособности образовательных программ.

Важной составляющей нашей работы является организация и сопровождение процедуры профессионально-общественной и международной аккредитации — одного из значимых направлений независимой оценки качества образования в России. По сути, это признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших конкретную образовательную программу в университете. Наш вуз ежегодно принимает активное участие в данной процедуре, и на сегодняшний день с учетом данных прошлого года у нас уже аккредитованы образовательные программы по 70 направлениям подготовки в рамках профессионально-общественной аккредитации и образовательные программы по 44 направлениям подготовки в рамках международной аккредитации. Мы планируем ежегодно увеличивать количество аккредитуемых образовательных программ с целью их признания профессиональным сообществом, а также соответствия критериям и требованиям международных стандартов.