Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
Об основных изменениях в системе высшего образования
07.06.2024
Об основных изменениях в системе высшего образования

В рамках «правительственного часа» 569-го пленарного заседания министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выступил в Совете Федерации с докладом об основных изменениях в системе высшего образования.

В мае 2023 года стартовал пилотный проект, который направлен на преобразование системы высшего образования. В нем участвуют шесть университетов (БФУ имени И. Канта, МАИ, НИТУ «МИСиС», МПГУ, СПГУ, ТПУ), которые разработали 173 новые образовательные программы, сейчас по ним обучается более 5 тысяч человек.

Как отметил Валерий Фальков в своем докладе: сроки обучения по образовательным программам будут различными, их определят лидеры отраслей совместно с вузами. Например, для подготовки специалистов индустрии гостеприимства, сервиса и туризма или педагогов дошкольного образования достаточно 4-летних программ. А в инженерно-технической и педагогической областях основными будут программы длительностью не менее пяти лет.

Кроме этого, в пилотных программах уже нет разделения на понятия «бакалавриат» и «специалитет». После завершения обучения выпускник получит диплом, где будет содержаться конкретная квалификация — «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог», «инженер управления качеством».

По словам Валерия Фалькова: при обновлении системы высшего образования скорректируют механизм установления контрольных цифр приема на бюджетные места. Уже с этого года основой для планирования и распределения таких мест будет единый прогноз кадровой потребности. Его будет ежегодно готовить Министерство труда и социальной защиты.

Изменения коснутся магистратуры и аспирантуры. Так, магистратура перестанет быть обязательным «довеском» к бакалавриату, займет свое место в системе непрерывного образования как программа углубления и специализации на основе полученного практического опыта. Аспирантура сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей.

На заседании глава Минобрнауки говорил и о признании российских дипломов за рубежом в рамках обновления системы высшего образования.

«Не болонская система давала преференции российским дипломам. Признание российского образования за рубежом — это межправительственные соглашения, их у России сегодня 73, и это число увеличивается», — сказал Валерий Фальков.

Министр также добавил, что каждое межправсоглашение автоматически позволяет России признавать дипломы, ученые степени, ученые звания стран-партнеров и, соответственно, российские дипломы в той стране, с которой заключено соглашение.

Политика признания образования выстраивается на базе Международной стандартной классификации образования (МСКО), принятой ЮНЕСКО в 2011 году. Этот документ позволит соотнести между собой разные образовательные системы и послужит надежной основой признания российского высшего образования даже в тех странах, с которыми соответствующее соглашение пока не заключено.

Уделили внимание и выделению единого ядра в образовательных программах соответствующих областей. Министр привел опыт Санкт-Петербургского горного университета, который включил в единое ядро своих пилотных программ 12 дисциплин.

«Единое ядро создаст два важных эффекта для системы высшего образования в целом. Во-первых, позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки независимо от вуза, его ведомственного подчинения и других факторов. Во-вторых, создаст новые возможности для студенческой мобильности и быстрого формирования сетевых программ», — сказал Валерий Фальков.

Министр также отметил, что высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и гибкостью образовательных программ.

«У нас огромная страна, большое разнообразие региональных, отраслевых условий. Различаются требования работодателей к выпускникам, к их знаниям, умениям, навыкам. Поэтому нужно дать возможность вузам гибко настраивать свои программы, вводить на старших курсах различные специализации», — подчеркнул Валерий Фальков.

Уже сейчас в рамках пилотного проекта по обновлению системы высшего образования все университеты увеличили объем практической подготовки студентов.

«Это позволяет в том числе сократить период адаптации молодого специалиста на будущем рабочем месте. На этом сейчас особенно настаивают работодатели. Например, в пилотных программах Университета МИСИС объем практической подготовки вырос в 2−2,5 раза», — подчеркнул Министр.

Как заметил глава Минобрнауки, совершенствование системы высшего образования должно быть выверенным и последовательным.

«Важно все хорошо продумать и заручиться поддержкой абитуриентов, их родителей, студентов, преподавателей и сотрудников вузов, работодателей — всех тех, ради кого и чьими усилиями развивается система высшего образования. И здесь мы рассчитываем на плодотворную совместную работу с палатой регионов», — сказал Валерий Фальков.