Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
В Мордовском университете состоялся Всероссийский (с международным участием) Фестиваль лучших педагогических арт-практик «Первые шаги в мир искусства»
02.02.2022

31 января — 1 февраля в «Точке кипения» МГУ им. Н. П. Огарёва прошел финал Всероссийского фестиваля лучших педагогических арт-практик «Первые шаги в мир искусства» и состоялся научно-методический семинар «Моделирование социокультурной образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста: диалогический подход».

Финальная часть проекта проходит в МГУ им. Н. П. Огарёва впервые.

Цель фестиваля — развитие инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций по воспитанию и развитию детей раннего возраста средствами искусства в социокультурной образовательной среде; выявление, экспертиза и трансляция лучших педагогических арт-практик.

В открытии фестиваля приняли участие — и. о. министра образования Е. П. Солдатова, и. о. ректора университета Д. Е. Глушко, председатель Оргкомитета фестиваля доктор педагогических наук, заместитель директора Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, лауреат премии Правительства РФ И. А. Лыкова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования Кожевникова В. В.

По видеосвязи участников приветствовали — доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, лауреат премии Правительства РФ в области образования Л. Г. Савенкова, кандидат экономических наук, председатель комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты РФ, председатель Координационного совета Межрегиональной благотворительной общественной организации «СоСеДи» С. И. Рыбальченко, директор департамента образования и науки города Севастополя Л. О. Сулима, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, президент Ассоциации Фребель-педагогов, лауреат премии Правительства РФ в области образования, председатель жюри фестиваля В. В. Кожевникова.

Участники проекта — кураторы и участники инновационной площадки Института художественного образования и культурологии «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста, участники и эксперты фестиваля, руководители дошкольных образовательных организаций, методисты, педагоги раннего детства, младшие воспитатели, логопеды, специалисты дополнительного художественного образования, сертифицированные няни, студенты педагогических колледжей и вузов.

События приурочены к Году культурного наследия народов России. Идея проведения фестиваля связана с осмыслением диалогического подхода М. Бахтина в современной педагогике.

К фестивалю присоединились более 1250 человек из 37 регионов России и 2 участника из-за рубежа (Беларусь и Узбекистан), а к семинару подключились более 650 специалистов из Республики Мордовия и города-героя Севастополь.

photo_2022-02-02_17-32-13.jpg

Были объявлены 38 лауреатов Фестиваля, 12 лучших арт-практик транслировались всему профессиональному сообществу и вызвали живой интерес. Среди лауреатов — Е. И. Конишева, воспитатель МБДУ «ЦРР-д/с «Сказка», «Центр развития ребенка-детский сад «Улыбка» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия — представила арт-проект «Маленькие волшебники». Для проведения фестиваля и семинара к нам приехали д.п.н. И. А. Лыкова и к.п.н. В. В. Кожевникова, научные сотрудники ФГБНУ «ИХОиК РАО», лауреаты Премии Правительства РФ в области образования (2021 год), организаторы и научные руководители инновационной площадки федерального уровня «Вариативные модели социокультурной образовательной среды».

Состоялся конструктивный разговор о совместной разработке региональной модели социокультурной образовательной среды на основе диалогического подхода М. Бахтина.

photo_2022-02-02_17-32-12 (2).jpg

«Я увидел заинтересованность, перспективы научно-методического сотрудничества и предлагаю сделать проведение финала фестиваля регулярным на базе МГУ им. Н. П. Огарёва.» — отметил и. о. ректора вуза Д. Е. Глушко.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЛАУРЕАТОВ ФЕСТИВАЛЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ИСКУССТВА»

Номинация «Интеграция искусств»

1 Никитина Ирина Михайловна, заведующий, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201», г. Чебоксары, Чувашская Республика. «Арт — технологии в развитии детей раннего возраста»

2 Панкова Лариса Анатольевна. старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22, Московская область, г. о. Подольск. «Новогодняя елка в лесу»

3 Егорова Ольга Леонидовна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Центр развития ребёнка — Детский сад № 73», г. Кострома. «Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств»

Номинация «Изобразительное творчество»

4 Красильникова Елена Михайловна, заведующий, Детский сад № 107 «Ягодка» АНО ДО «Планета детства «Лада», г. о. Тольятти. «Лаборатория творчества» как условие приобщения детей раннего возраста к изобразительному искусству

5 Конишева Екатерина Игоревна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-д/с «Сказка», обособленное подразделение «Центр развития ребенка-детский сад «Улыбка» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия. Проект «Маленькие волшебники»: приобщение к художественной деятельности детей раннего возраста

6 Третьякова Марина Александровна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МО г. Краснодара Центр-детский сад № 182, г. Краснодар. «Формирование положительной мотивации в процессе изобразительной деятельности у детей раннего возраста»

Номинация «Народная игрушка»

7 Федосеева Наталья Валентиновна, методист, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 352», г. Пермь. «Методы формирования интереса к народной игрушке через реализацию арт-методик»

8 Ботова Екатерина Николаевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Золотой ключик», г. Бор, Нижегородская область. Арт-проект «Матрёшка в образовательном процессе с детьми раннего возраста»

9 Серова Татьяна Николаевна, воспитатель, заместитель заведующего по ВМР, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 5» посёлок городского типа Вохтога, Грязовецкий район, Вологодская область, Педагогическая арт-практика «Познаем мир с народной динамической игрушкой»

Номинация «Сотворчество педагога с детьми»

10 Кузнецова Светлана Николаевна, Беляева Ольга Владимировна, воспитатели, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8, г. Орёл. «Маленькими ручками — целый мир»

11 Дик Ирина Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, пос. Чегдомын, Хабаровский край. Сотворчество педагога с детьми «Творим вместе»

12 Аввакумова Олеся Бонифатьевна, старший воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29», г. Сыктывкар, Республика Коми. «Тряпичные куклы-пеленашки в жизни детей раннего возраста»

Номинация «Зарубежный опыт»

13 Караматова Нигора Абдунабиевна, методист, НОО «Эркатой — Кичкинтой», г. Ташкент, Республика Узбекистан. «Игрушки бабушки Хамро»

14 Скуратович Юлия Игоревна, воспитатель, ГУО «Ясли-сад № 492 г. Минска», г. Минск, Республика Бедарусь. Организация музыкальной деятельности детей от 2 до 3 лет посредством музыкального уголка и адвент-календаря

Номинация «Детский театр»

15 Карачарова Надежда Павлиновна, воспитатель, Муниципальное образовательное учреждение СОШ № 29 им. П. И. Забродина, г. о. Подольск, Московская обл. Проект «Ожившие сказки»

16 Нор Юлия Александровна, заместитель заведующего, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68 «Ладушки», г. Норильск, Красноярский край. «Беби-театр» как средство приобщения малышей к искусству

17 Авасова Мадина Мавлидиновна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 20 «Югорка», г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ. «В гостях у сказки»

18 Линько Людмила Петровна, Королева Надежда Владимировна, воспитатели, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты. Арт-методика «Театр на столе»

Номинация «Детская литература»

19 Тыртышникова Нина Александровна, старший воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25, г. Армавир, Краснодарский край. Использование методики «Сторисек» в формировании у детей раннего возраста интереса к художественной литературе

20 Аведисова Юлия Ивановна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 38 «Радуга», посёлок Рассвет, Аксайский район, Ростовская область. «Любимые сказки»

21 Шевченко Татьяна Сергеевна, воспитатель, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Подгоренский детский сад № 1», пгт. Подгоренский, Воронежская область. «Открой мир — открой книгу!»

Номинация «Искусство в жизни особого ребенка»

22 Бакулина Анастасия Алексеевна, учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Дельфинчик» г. Бор, Нижегородская обл. Совместная деятельность педагога с детьми по сказке «Рукавичка»

23 Яковлева Наталья Викторовна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 Г. Белгород, Белгородская обл. «Погружение в искусство детей раннего возраста через использование модульной системы»

24 Боровинских Наталья Александровна, заместитель заведующего по УВР, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка», г. Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ. Стимуляция психоречевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи через интеграцию нейропсихологического оборудования в работу учителя-логопеда «Волшебные пузыри»

Номинация «Игровая деятельность»

25 Шеболкина Тамара Александровна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» с. Пажга, Сыктывдинский район, Республика Коми. «Разноцветные платочки»

26 Агафонова Светлана Сергеевна, педагог-психолог, Детский сад № 216 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Иркутск. Игротека «Рисовые фантазии»

27 Здвижкова Татьяна Петровна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДСОВ № 88» МО города Братска Иркутской обл. «Песочная анимация с детьми раннего возраста»

Номинация «Музыка»

28 Мазина Маргарита Валентиновна, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Русалочка», МО г. о. Подольск. «Приобщение детей раннего дошкольного возраста к музыкальной культуре»

29 Мастрюкова Татьяна Евгеньевна, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДСКВ № 37», г. Братск, Иркутская обл. Арт практика «Посидим рядком, погремим ладком»

30 Александра Евгеньевна Александрова, музыкальный руководитель, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербурга, г. Красное Село, г. Санкт-Петербург. Арт-педагогическая практика музыкально-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста «Растем играя» как средство адаптации в условиях ДОУ

Номинация «Устное народное творчество»

31 Шаманова Жанна Вячеславовна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 180, г. Иркутск. «Приобщаем малышей к народной культуре»

32 Баркалова Наталья Васильевна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДСОВ № 20», г. Усинск, Республика Коми. «Фольклор для малышей»

33 Рвачева Любовь. Владимировна, заведующий, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 293, г. Ростов-на-Дону. «Стимулирование речевой активности детей раннего возраста посредством устного народного творчества»

Номинация «Креативный педагог»

34 Расторгуева Александра Александровна, старший воспитатель, частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Калининград. Проект «Петушок»

35 Юрина Елена Леонидовна, Балаганская Ирина Александровна, воспитатели, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» № 11 с. Новоселово, Новоселовский район, Красноярский край. Проект «Маленькие волшебники»

36 Шошкина Наталья Анасовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Д/с № 22», г. Ухта, Республика Коми. «Методика обучения бесконтактному рисованию в детском саду»

Номинация «Лучшие няни России»

37 Решетникова Елена Владимировна, помощник воспитателя, частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад „Мишутка“», г. Пермь. «Расскажи стихи руками»

38 Шанина Анна Ивановна, младший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр образования Опочецкого района» структурное подразделение «Детский сад «Теремок», г. Опочка, Псковская область. Арт-практика «Русская изба — от печки до лавочки»



Елена Петровна Солдатова, и. о. министра образования РМ:

«Любое мероприятие в системе образования и воспитания, начиная с дошкольного уровня, должно иметь не только практическое значение, но и научную основу. Иными словами — практика должна идти в ногу с теорией. Мы очень благодарны коллегам из федерального института, которые выбрали Республику Мордовия пилотной площадкой для проведения фестиваля. Мы будем совместно с коллегами работать не только по художественно-эстетическому направлению, но и по другим направлениям, связанным с развитием системы дошкольного образования. В том числе, и с нашим «старшим» научным партнером — МГУ им. Н. П. Огарева.

Сегодня на вкс-подключении — все детские сады республики. В связи с эпидемиологической обстановкой только часть коллег присутствуют очно на мероприятии. Надеюсь, что инновационные площадки Мордовского университета постоянно будут полезны и использованы всей системой образования региона."

Ирина Александровна Лыкова, председатель Оргкомитета фестиваля доктор педагогических наук, заместитель директора Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, лауреат премии Правительства РФ:

«Наша задача — трансляция лучших российских и зарубежных педагогических арт-практик, которые связаны с приобщением самых маленьких детей до 3-х лет к искусству и становлению первого социокультурного опыта. Этот год в России объявлен Годом культурного наследия народов России, поэтому наш фестиваль приурочен к этим знаменательным датам и событиям. Фестиваль длится уже целый месяц, сегодня прошел финал. Из 1200 представленных материалов экспертами выявлено 118 лучших работ. На финале фестиваля мы увидели 12 лучших из лучших педагогических арт-практик для того, чтобы можно было этот опыт не только оставлять внутри муниципалитетов, но и представлять его всему профессиональному сообществу России.»

1 февраля в продолжении фестиваля в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников — «Педагог 13.ру» состоялся семинар «Моделирование социокультурной образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста: диалогический подход».

В нём приняли участие руководители, заместители руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций Мордовии.

К семинару подключились более 650 специалистов из Мордовии и Севастополя.

Цели семинара — совершенствование профессиональных компетенций руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций в области воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, освоение участниками семинара современных подходов к моделированию и организации образовательной среды как системы эффективных условий для достижения целевых ориентиров образования детей.

Авторы семинара: учёные-эксперты, авторы инновационных образовательных программ «Теремок» и «Енотик», руководители инновационных площадок федерального уровня — Ирина Александровна Лыкова и Виктория Витальевна Кожевникова.

На семинаре были проанализированы вопросы раннего детства, тенденции, ключевые задачи, инновационные решения; вариативная модель социокультурной образовательной среды в детском саду (диалогический подход); модель развития взаимоотношений значимого взрослого с детьми раннего и дошкольного возраста: от воздействия к содействию и сотворчеству; «Ансамбль» активностей и культурных практик в раннем детстве (на материалах фестиваля «Первые шаги в мир искусства»); организация образовательной среды для детей с учетом региональных особенностей (природно-климатических, архитектурно-ландшафтных, этнокультурных, социокультурных и др.).