Демонстрационный экзамен — главный инструмент оценки знаний выпускников в 2022 году
13.09.2022
Демонстрационный экзамен — главный инструмент оценки знаний выпускников в 2022 году


10 сентября в рамках деловой программы в МГУ им. Н. П. Огарёва подвели итоги 5-летней реализации демонстрационного экзамена как новой формы проверки знаний обучающихся. Его внедрение в систему профессионального образования России способствовало формированию на федеральном уровне системы мониторинга качества подготовки кадров, реализующихся на программах среднего профессионального образования. У истоков создания демонстрационного экзамена стоит ректор МГУ им. Н. П. Огарёва Дмитрий Глушко.

Цель демонстрационного экзамена — подведение объективной оценки профессиональных навыков на понятном для индустрии языке, в сравнении с лучшими мировыми практиками. Отличием от обычного выпускного экзамен является то, что специалисты какого-либо профиля выполняют одинаковые задания на единой инфраструктуре в соответствии с единой методикой оценки, которую осуществляют эксперты, прошедшие соответствующую подготовку.

На экспертной сессии «Демонстрационный экзамен — история проекта: от идеи до реализации» ректор подчеркнул, что создание данного движения было связано с поставленной Президентом РФ задачей готовить профессиональные кадры в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.

В 2016 году в качестве эксперимента было проведено два демонстрационных экзамена в компетенциях «Сварочные технологии» и «Электромонтаж». Предполагалось, что выданный по итогам скиллс-паспорт чётко покажет работодателю навыки, которыми обладает студент. На сегодняшний день, в скиллс-паспорте может быть отражено от 50 до 300 различных аспектов квалификации.

«После этого мы активно развивали инструментарий работы с образовательными организациями. Однако, стало необходимо переместить свой взгляд с формата соревнований на формат измерения квалификации профильных колледжей. Когда мы начали собирать это мероприятие, ряд образовательных организаций не смогли выбрать и пары студентов, чтобы продемонстрировать умения сварки. Тогда нами были выявлены многие пробелы в образовании. Демонстрационный экзамен — ювелирный механизм анализа профессиональных навыков выпускников», — прокомментировал технический директор Агентства развития навыков и профессий Алексей Тымчиков.

Для чистоты эксперимента на Северном Кавказе провели демонстрационный экзамен по блоку сервисных компетенций среди взрослых участников, чтобы они подтвердили свою квалификацию, сохранив за собой рабочее место.

«Демонстрационный экзамен — это революционное явление в сфере профессионального образования. Работодатели раньше говорили: приводите выпускников, мы их сами научим и переучим. Теперь всё перевернулось. Организации просят готового специалиста. Демонстрационный экзамен помог отразить навыки ребят с точки зрения практики. Адаптация наших выпускников сократилось с 3 месяцев до 1 недели. Теперь работодатели говорят, что они (выпускники) могут делать всё», — пояснила менеджер компетенции «Хлебопечение» Кожа Наталья.

После 2017 года волна внедрения демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации прошлась по всей стране. Директор Колледжа электроники и приборостроения в городе Санкт-Петербурга Галина Воронько сначала решила попробовать сдать данный экзамен в компетенции «Электроника» самостоятельно на независимой площадке в Екатеринбурге: «Хоть я 30 лет и не держала в руках паяльник, мне было важно понять, что такое демонстрационный экзамен, прежде чем вводить его в своём колледже». После успешной сдачи и тщательного изучения всех сторон экзамена директор смогла порекомендовать его своим выпускникам. Результаты не заставили себя ждать. Высокие оценки продемонстрировали высокий уровень образования в колледже.

«С 2021 года результаты демонстрационного экзамена влияют на аккредитацию образовательного учреждения. За пять лет уровень соответствия навыков выпускаемых специалистов международным стандартам увеличился втрое. Уровень безработицы значительно сократился в Мурманской, Свердловской областях, а также Красноярском, Хабаровском и Пермском краях. Очень показательным является и отношение работодателей: 94 процентов из них считают, что демонстрационный экзамен влияет на повышение качества подготовки кадров в системе СПО, 88 процентов уверены, что скиллс-паспорт — это важное дополнение к портфолио выпускников колледжей. И большинство опрошенных учитывают его при отборе кадров и приеме на работу», — подчеркнул директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Агентства развития навыков и профессий Данил Уфимцев.

С момента внедрения демонстрационного экзамена результаты государственной итоговой аттестации стали объективными, независимыми и сопоставимыми вне зависимости от места обучения выпускника. Благодаря чему были выявлены лучшие практики взаимодействия образовательных организаций с бизнесом.

«Демонстрационный экзамен помогает сотням тысяч молодых людей устроиться на работу. В первый год проведения массового демонстрационного экзамена в Москве в 2017 мы увидели, что даже те, кто сдал экзамен с низким результатом, были приглашены на работу различными предприятиями. Это связано с тем, что чётко видно какие ошибки допускает специалист, а какие элементы производственного функционала он выполняет качественно. Помимо этого, первая заработная плата сдавших демонстрационный экзамен выпускников на треть выше, чем у тех, кто его не сдавал», — объяснил Дмитрий Глушко.

По словам заместителя директора Департамента оценки компетенций и квалификаций Евгения Модонова, демонстрационный экзамен прошёл путь от осуждения до полного признания. За последние пять лет проведения демонстрационного экзамена количество субъектов участников возросло с 26 субъектов до 85, а участников с 13 923 до 243 705 человек, компетенций с 72 до 189.

По окончании сессии гости деловой программы прошли на Церемонию награждения по итогам внедрения и проведения демонстрационного экзамена. Ключевым событием стало вручение юбилейных нагрудных знаков «Пять лет демонстрационному экзамену», который является формой поощрения Агентства развития навыков и профессий. Награду получили многие участники, партнёры и организаторы демонстрационного экзамена, в том числе Дмитрий Глушко.

«В МГУ им. Н. П. Огарёва сложилась практика проведения демонстрационного экзамена по трём направлениям: „Туризм“, „Веб-технологии“ и „Предпринимательство“. Перед нами стоит задача ввести демонстрационный экзамен по всем направления подготовки в Рузаевском институте машиностроения. В первую очередь, необходимо внедрить его в программы среднего профессионального образования, где он является обязательным. Далее в программы бакалавриата и специалитета, где различные модули в компетенциях могут быть использованы для промежуточной аттестации. Они станут полезными для подтверждения факта наличия практических навыков в соответствии с профессиональными стандартами», — поделился планами на будущее Дмитрий Глушко.