Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
Личный кабинет
Кафедра русского языка как иностранного

Публикации
МОНОГРАФИИ

2022 год

1. Дубровская С. А. Сергей Иосифович Гессен: биография в контексте педагогической жизни эмиграции : монография. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. 246 с. (в соавторстве).

2. Дубровская С. А. Актуальные вопросы современной науки и образования : монография. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. 234 с. (в соавторстве).

2021 год

1. Дубровская С. А.   «Человек сирийский и серьезный…»: малоизвестные эпизоды биографии Степана Семеновича Кондурушкина конца 1890-х – 1900-х гг. // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты. Гл. 13. Пенза : Наука и Просвещение, 2021. С. 169-194. (в соавторстве).

2. Филиппова О. В. Научно-методическое обеспечение филологической подготовки будущего учителя : монография. Саранск : РИЦ МГПУ, 2021. 146 с. (в соавторстве).

2020 год

1. Дубровская С.А. Михаил Михайлович Бахтин: личность и наследие / отв. ред. С. А. Дубровская. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2020. 232 с. (Бахтинская энциклопедия: материалы; вып.2)  

2019 год

1. Юрина Н. Г. Литературно-художественное творчество В. С. Соловьёва в контексте русской словесности второй половины XIX века (эстетика, поэтика, стиль). Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2019. 548 с.
2. Дубровская С. А. Михаил Михайлович Бахтин: проблемы изучения биографии и научного наследия / Отв. ред. С. А. Дубровская. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та., 2019.  Вып. 1. 176 с. 

2015 год
1. Фролов Д. В. Образ Богоматери XVI–XX веков в собрании Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина. Саранск : Издатель Константин Шапкарин, 2015. 72 с.
2. Филиппова О. В. Тактика поощрения и средства ее реализации в педагогическом дискурсе // Научная школа профессора Т. А. Ладыженской / под ред. Н. А. Ипполитовой : коллективная монография. М. : Изд-во «Экзамен», 2015. Вып. 3. С. 217–223.
3. Дубровская С. А. «Маскарад» и «Тамбовская казначейша»: к комической трансформации сюжета // М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, творчество : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. С. 79–88.
4. Фролов Д. В. Живопись иглой. Церковное золотое шитье XVII–XX веков в коллекции МРОКМ имени И. Д.  Воронина: монография / фотографии Р. Резепова. Саранск : Центр образоват. технологий, прикладной и проф. этики ; Изд. Константин Шапкарин, 2015. 56 с.

2014 год
1. Филиппова О. В. Отбор текстов и методика их использования на занятиях РКИ в студенческой аудитории // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное // Материалы Международной научно-практической конференции (20-21 марта 2014) – монография / научное редактирование и составление д.п.н. проф. А.Д. Дейкина, д.п.н. проф. А.П. Еремеева, к.п.н. доц. О. Ю. Ряузова; составление – к.п.н. Р.К. Рамазанов. М.  : МПГУ; Ярославль : РЕМДЕР, 2014. – С. 283–287.
2. Фролов Д. В. Первый век саранской истории: город и его жители в XVII столетии. Саранск : Изд. Константин Шапкарин, 2014. 64 с.

2012 год
1. Фролов Д. В. «Шедевры неизвестных мастеров. Иконы XVII – XVIII веков из собрания МРОКМ  им. И.Д. Воронина». Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2012. 96 с.

2001 год
1. Филиппова О. В. Индивидуальный стиль речи учителя как категория педагогической риторики. М. : Прометей, 2001. 148 с.

СБОРНИКИ

2014 год
1. Язык и личность: различные аспекты исследования : материалы Междунар. науч. конф. Молодых ученых, Саранск, 9–12 октября 2014 г. / отв. ред. Е. А. Дрянгина. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 416 с.
2. Культурные и лингвальные мифы / сост. О. Л. Арискина. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 156 с.

2013 год
1. Индивидуальный стиль в лингвистическом и риторическом аспекте : межвуз. сб. науч. тр. /  науч. ред. О. В. Филиппова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 124 с.

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

2022 год

1. Арискина О. А. Термин различие в первых славянских грамматиках: проблемы сигнификата и денотата // ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия 2. ЯЗЫКОЗНАНИЕ 2022. Т. 21. № 1. С. 5-17 (THE TERM RAZLICHIYE IN THE FIRST SLAVIC GRAMMARS: SIGNIFICATION AND DENOTATION ISSUES //SCIENCE JOURNAL OF VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY LINGUISTICS 2022. Vol. 21. No. 1) (WoS, RSCI).

2. Дубровская С. А. Жизнь и творчество М. М. Бахтина глазами канадского исследователя // Филологические наук. 2022. № 4. С. 176 – 182 (WoS). (в соавторстве).

3. Дубровская С. А., Владимирова С. М.  Степан Кондурушкин и Максим Горький: к проблеме литературных контактов в историко-культурном контексте эпохи // Вестник угроведения. 2022. № 1. С. 37-47 (Scopus Q1).

4. Дубровская С. А. «Великая задача поддержания и блюдения русской культуры» : новая монография о литературе и периодике предреволюционной России : Рецензия на книгу: Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа: коллективная монография / отв. ред. и сост. А. А. Холиков, при участии Е. И. Орловой. М. : ИМЛИ РАН, 2021. 768 с. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 78. С. 225–238 (WoS,  RSCI). (в соавторстве).

5. Дубровская С. А., Киржаева В. П.  Ken Hirschkop’s “new Bakhtin” for the English-speaking students// Dialogic Pedagogy: An International Online Journal. 2022. V. 10. Pp.1-9. (Scopus Q2).

6. Дубровская С. А.= Dubrovskaya S.A.  [Review] Bykova, M. F.; Forster, M. N. & Steiner, L. (eds.) The Palgrave Handbook of Russian Thought. Springer Verlag, 2021. XXVII, 814 р. // Bakhtiniana. Revista de Estudos do Discurso.  V. 17, N. 4 (2022). p. 264 - 277 (Scopus Q2,  WoS). (в соавторстве).

7. Дубровская С. А. Linguist, Literary Theorist, Poet and Chess Player. Professor Nikolai Vasiliev’s Memory (в соавторстве) // Bakhtiniana. Revista de Estudos do Discurso.  V. 17, N. 2 (2022). p.191-199 (Scopus Q1).

8. Дубровская С. А. "Великое несчастье родиться поэтом...": неизвестные страницы творчества Д.И. Морского// Русская литература. 2022. № 3. С. 252 – 254 (Google Scholar, ВАК, РИНЦ, RSCI).

9. Дубровская С. А. Отзыв Г. М. Фридлендера о рукописи М. М. Бахтина «К вопросам методологии эстетики словесно- художественного творчества» // Studia Litterarum. 2022. Т.7. № 4. С. 316 – 335. (РИНЦ, ВАК, RSCI) (в соавторстве).

10. Filippova O. V., Ariskina O. L. Speech culture in the digital age: A model of integrating an open online course into the educational space = Культура речи в цифровую эпоху: модель интеграции открытого онлайн-курса в образовательное пространство // Русистика. 2022. Т. 20, № 3. С. 360-376 (SCOPUS, Q2; GoogleScholar, ВАК, РИНЦ).

11. Юрина Н. Г. Vladimir Solovyov – the First Symbolist or the Last Romantic? (Aesthetic Views and Creative Model) = В.С. Соловьёв – первый символист или последний романтик? (Эстетические взгляды и творческая модель) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 73. С. 267–286 (SCOPUS, Q2).

12. Власкина О. Н. Формирование коммуникативной компетенции у студентов бакалавриата технических направлений подготовки// Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 99-103. (ВАК).  

13. Бокатина Ю. И. Историко-лингвистическое комментирование в контексте компетентностного подхода к обучению русскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32248.

14. Громова А. Ю., Дрянгина Е. А. Работа с текстом на занятиях РКИ как основа формирования коммуникативной компетенции учащихся // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11, № 1. С. 71-75. DOI 10.12737/2587-9103-2022-11-1-71-75. EDN IIUAUM.  

15. Филиппова О. В. Подходы  к  формированию  коммуникативной  личности  будущего  преподавателя   в   курсе   «Академическое   красноречие» // Вестник Самарского государственного технического   университета. Психолого-педагогические   науки. 2022. Т. 19, № 1. С. 49–64 (ВАК).

16. Юрина Н. Г. История древнерусской литературы в лингвострановедческом аспекте // Гуманитарные науки и образование. Научно-методический журнал. 2022. Т. 13, № 2 (апрель–июнь). С. 87–93. (ВАК).

2021 год

1. Filippova, OV, Ariskina, OL, Lutfullina, Methodological works of famous scientists as the basis to form future teachers’ linguistic personality (based on T.A. Ladyzhenskaya’s textbook "Living Word") // Laplage em Revista. BRAZIL, 2021, T. 7. Вып. D. С. 412 – 426. DOI 10.24115/S2446-622020217Extra-D1122p.412-426, ISSN2446-6220. Режим доступа: https://www.webofscience.com/wos/woscc/full-record/WOS:000678200700013.

2. Арискина О. Л., Громова А. Ю., Дрянгина Е. А. Работа с «Ералашем» на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Современная коммуникативистика. 2021. № 3. С. 51-55.

3. Ariskina O. L., Dryangina E. A., Lutfullina G. Writings by philologists of the past as a basis for shaping linguistic personality of a modern teacher // Revista EntreLinguas. 2021. 7. esp.2 (Jun. 2021). С. 21027–21028 (WoS).

4. Дубровская С. А. Бахтин, Федин, Шкловский. Два малоизвестных эпизода из биографии Михаила Бахтина (в соавторстве)// Вопросы литературы. 2021. №1. С. 191-215 (РИНЦ, ВАК, WoS).

5. Дубровская С. А. Бахтин, Федин, Шкловский. Два малоизвестных эпизода из биографии Михаила Бахтина (в соавторстве)// Вопросы литературы. 2021. №1. С. 191-215 (РИНЦ, ВАК, WoS).

6. Дубровская С. А. Ближневосточный хронотоп в прозе С. С. Кондурушкина рубежа XIX–XX веков. К постановке проблемы (соавтор – Владимирова С.М.)// Филология: научные исследования. 2021. № 2. С. 1-8 (РИНЦ, ВАК).

7. Дубровская С. А. “Bakhtin and I Had Almost Been Colleagues...”: On the Specificity of the Last Wave of the First Russian Reception of Problems of Dostoevsky’s Art // Bakhtiniana. Revista de Estudos do Discurso.  V. 16, № 2 (2021). p. 14-41 (Scopus Q2, WoS, РИНЦ).

8. Дубровская С. А. Наследие М. М. Бахтина и вызовы современного образования: взгляд из 2010-х // Вопросы образования. 2021. №3. С. 294-297 (WoS, Scopus, ВАК, РИНЦ).

9. Дубровская С. А. «Гениальному Михаилу Михайловичу Бахтину...»: каталог инскриптов на книгах, подаренных М.М. Бахтину, как источник к его научной биографии (в соавторстве) // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. Т. 26. С. 164-175 (WoS, ВАК, РИНЦ).

10. Дубровская С. А. Publications with Dedicatory Inscriptions in the Collection “The Personal Library of M. M. Bakhtin” of the National Library of the Republic of Mordovia named after A. S. Pushkin: Catalog / comp.by N. N. Zemkova; ed. O. A. Paltina. Saransk, 2018. 264 p. // Bakhtiniana. Revista de Estudos do Discurso.  V. 16, N. 4 (2021). p. 162-171 (Scopus Q2,  WoS).

11. Дубровская С. А. Social education through the lens of Bakhtinian theory (в соавторстве) // Dialogic Pedagogy: An International Online Journal. 2021. V. 9. Р.  7-9 (Scopus Q2,  WoS).

12. Дубровская С. А. Бахтин, Россия и мир: рецепция идей и трудов ученого в исследованиях 1996—2020 годов ( в соавторстве) // Научный диалог. 2021. № 7. С. 227-262 (WoS, ВАК, РИНЦ)

13. Бокатина Ю. И. Интерактивные методы при изучении видовременных форм глагола на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN221.pdf (ВАК).

14. Бокатина Ю. И. Виртуальная экскурсия как форма интерактивного обучения русскому языку как иностранному // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. Режим доступа: https://science-education.ru/article/view?id=31249 (ВАК).

15. Филиппова О. В. Лингвистические идеи М. М. Бахтина в современном школьном и вузовском риторическом образовании // Центр и периферия. 2021. № 3. С. 17–22 (ВАК).

16. Филиппова О. В. Паремии с лексемой «язык», «речь» в русском и туркменском языках: опыт сопоставительного анализа //  Славянские чтения. Научно-теоретический журнал. 2021. № 16-17 (22-23). С. 176–184 (в соавторстве).

17. Юрина Н. Г. Творческие стратегии в литературной критике В.С. Соловьева (на материале работ «Поэзия Ф.И. Тютчева» и «Русские символисты»// Филология и культура.PhilologyandCulture. 2021. № 1 (63). С. 225–230.

18. Юрина Н. Г. «Воскресные письма» В.С. Соловьёва: особенности диалога с читателем // Соловьевские исследования. 2021. № 2 (70). С. 6–19.

19. Юрина Н. Г. «Воскресные письма» В.С. Соловьёва в ракурсе концепции речевых жанров М.М. Бахтина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. Т. 23, № 79 (2). С. 263–270. 

2020 год

1. Ariskina O. L., Yurina N. G. Features of the linguistic personality of V.S. Solovyov-publicist (on material of his speech "Three forces") / Особенности языковой личности В. С. Соловьёва-публициста (на материале его речи «Три силы») // UTOPÍA Y PRAXIS LATINOAMERICANA. AÑO: 25, n° EXTRA 5, 2020, pp. 39-50 REVISTA INTERNACIONAL DE FILOSOFÍA Y TEORÍA SOCIAL CESA-FCES-UNIVERSIDAD DEL ZULIA. MARACAIBO-VENEZUELA ISSN 1316-5216 / ISSN-e: 2477-9555. Оглавление: http://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/issue/view/3478/showToc Статья: http://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/article/view/33440/35288 (Scopus,Q2, SJR 2019-0,22).

2. Ariskina O. L., Dryangina E. A. Expressiveness in the structure of the teacher's linguistic personality (a case study of K.D. Ushinsky) ЭЭ // REVISTA INCLUSIONES. – 2020. - ISSN 0719-4706 - Volumen 7 / Número Especial / Julio – Septiembre 2020 pp. 153-165 (WoS).  

3. Оглавление (постоянная ссылка, доступно с сентября 2020): http://www.archivosrevistainclusiones.com/A%C3%B1o-2020/ Статья: http://revistainclusiones.com/gallery/14%20VOL%207%20NUM%20ESPECIAL%20CIENCIASENTIEMPODECAMBIOS%20JU...

4. Ariskina O. L., Pulov E. V. Terminological metaphors in V. A. Bogoroditsky’s scientific discourse // REVISTA INCLUSIONES. - ISSN 0719-4706 -Chile-WoS - Volumen 7 / Número Especial / Julio – Septiembre 2020 pp. 52-62. Режим доступа: http://www.archivosrevistainclusiones.com/A%C3%B1o-2020/

5. Ariskina O. L., Dryangina E. A., Lutfullina G. Writings by philologists of the past as a basis for shaping linguistic personality of a modern teacher // Revista EntreLinguas. 2021. 7. esp.2 (Jun. 2021). С. 21027–21028.// Ссылки Оглавление: https://periodicos.fclar.unesp.br/entrelinguas/issue/view/826  Статья: https://periodicos.fclar.unesp.br/entrelinguas/article/view/15153  (ждет индексацию в базе WoS).

6. Дубровская С. А. О цитатах из Герцена в исследовании М. М. Бахтина о Рабле // Русская литература. 2020. № 3. С.252–255 (в соавторстве) (РИНЦ, ВАК, WoS).

7. Дубровская С. А. М. М. Бахтин в литературной жизни Мордовии 1940-х –1960-е гг. // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 4. С. 633–641. (РИНЦ, ВАК, WoS).

8. Дубровская С. А. Бахтин, Федин, Шкловский. Два малоизвестных эпизода из биографии Михаила Бахтина (в соавторстве)// Вопросы литературы. 2021. №1. С.191-215 (РИНЦ, ВАК, WoS).

9. Дубровская С. А. “Bakhtin and I Had Almost Been Colleagues...”: On the Specificity of the Last Wave of the First Russian Reception of Problems of Dostoevsky’s Art // Bakhtiniana. Revista de Estudos do Discurso.  V. 16. № 2 (2021). Р.14-41 (Scopus, WoS) DOI. http://dx.doi.org/10.1590/2176-457348275.

10. Арискина О. Л., Дрянгина Е. А., Чучкин П. А. Работа с комплиментом на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. М., 2020. Т. 9. С. 53–58, DOI 10.12737/2587-9103-2020-53-58, ISSN 2587-9103 (ВАК, РИНЦ).

11. Филиппова О. В. Представления студентов-билингвов о косвенных высказываниях в педагогической коммуникации: опыт анкетирования // Representations of bilingual students about indirect statements in pedagogical communication: survey results // ACTA  ET COMMENTATIONES. 2020. № 2. С. 129–136. https://doi.org/10.36120/2587-3636.v20i2.129-136.

2019 год
1. Филиппова О. В. Формирование педагогических компетенций у иностранных студентов-филологов в курсе «Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного» // Самарский научный вестник.  2019. Т. 8, № 3 (28). С. 333–339. (ВАК).
2. Филиппова О. В. Онлайн-обучение в системе профессионально ориентированной коммуникативной подготовки студента: возможности и барьеры // Современная коммуникативистика. 2019. № 6 (43). С. 57–61. (ВАК).
3. Дрянгина Е. А., Арискина О. Л., Бокатина Ю. В. Игровая методика изучения видо-временных форм русского глагола // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8, № 2. Режим доступа: https://doi.org/10.12737/article_5cb6e031831c73.50634397. (ВАК).
4. Бабушкина М. А. Побудительная метакоммуникативная ситуация и ее особенности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т. 9, № 12. Тамбов, 2019. С. 143‒147. (ВАК).
5. Дубровская С. А. М. М. Бахтин в 1920-е гг.: на подступах к теории смехового слова // Филология и культура. Рhilology and culture. 2019. № 1 (55). С.157-162. (ВАК).
6. Арискина О. Л.  Вариативность в русской лингвистической терминологии XVI–ХVIII вв. // Вариативность в языке и речи : тезисы докладов Междунар. науч. конф., Минск, 4–5 апр. 2019 г. / редкол. : Л. М. Лещёва (отв. ред.) [и др.]. Минск : МГЛУ, 2019. С. 21-23.

2018 год
1. Арискина О. Л. Развитие учения о средствах и способах русского словообразования  В XVIII веке // Актуальные проблемы обучения русскому языку XIII. Брно, 2018. С. 224 -231. ISBN 978-80-210-9077-4 doi.org/10/5817/czmuni.p 210-9077-2018. Режим доступа: https://munispace.muni.cz/munispace/catalog/book/1018.