Главная цель образовательных программ кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов в области географии, обладающих современными компетенциями, необходимыми для успешной работы в различных сферах.
Образовательная деятельность осуществляется по направлениям подготовки:
Исследовательская работа:
- 05.03.02 География (бакалавриат): профиль Прикладная география и геоинформационное моделирование.
- 05.04.02 География (магистратура): профиль Пространственное развитие и комплексная диагностика территории.
Кафедра географии является центром научных исследований и инноваций в области географии. Наш коллектив ученых и преподавателей активно занимается исследовательской деятельностью, фокусируясь на актуальных проблемах, таких как оптимизация территориальной организации природно-хозяйственных региональных систем, геоинформационное моделирование их устойчивого развития.
Практические занятия и стажировки:
Практические занятия являются необходимыми для студентов, чтобы получить практический опыт и развить более глубокое понимание географических концепций. Поэтому мы предлагаем широкий спектр практических занятий, которые позволяют студентам исследовать мир вокруг нас. От полевых работ до выездных практик, наши практические занятия спроектированы для того, чтобы обеспечить студентов навыками и уверенностью, необходимыми для успеха в их будущей карьере. Студенты имеют возможность участвовать в полевых поездках, проводить исследовательские проекты и анализировать данные с помощью программного обеспечения. Соединяя теоретические знания с практическими навыками, наши студенты развивают всестороннее понимание географических концепций и хорошо подготовлены для решения сложных проблем в быстро меняющемся мире.
Коллектив кафедры освоил все виды учебной и учебно-методической работы в вузе, методику преподавания более 90 учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами направлений подготовки института геоинформационных технологий и географии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва». При этом ряд учебных дисциплин (спецкурсы, факультативы, элективные дисциплины) были разработаны членами кафедры впервые. Это курсы: И. А. Семиной «География транспорта», «Экономическая география и региональное развитие», «Инфраструктурная обеспеченность территории»; Л. Н. Фоломейкиной «География сферы услуг»; «География отраслей хозяйства», «Научные основы образовательной деятельности по географии», «Региональный экологический аудит»; О. У. Переточенковой «Коммерческая география», «Поведенческая география»; С. И. Рунковым «Оледенения в истории Земли», «Литология и стратиграфия Мордовии»; В.Н. Маскайкинам «Экзодинамические процессы на территории Мордовии»; П.И. Меркуловым «Опасные природные процессы на территории России»; В.В. Аникиным «Медицинская география»; А.М. Носоновым «Информационные методы исследования природных и социально-экономических процессов», «Географические проблемы социально-экономической диагностики территории» и др. Это далеко не полный перечень дисциплин, разработанных преподавателями кафедры.
Кафедра физической и социально-экономической географии является выпускающей кафедрой по направлениям подготовки 05.03.02; 05.04.02 География
ОПОП по направлению подготовки
05.03.02 География
https://mrsu.ru/ru/education/graduate/05-03-02-geografiya-geo/
уровень программы: магистратура
направление подготовки (специальность): 05.04.02 География
профиль подготовки: Пространственное развитие и комплексная диагностика территории
квалификация: магистр
нормативный срок обучения: 2 года ОФО, 2, 6 месяцев ЗФО
перечень ключевых дисциплин (не более 5): Информационные методы исследования природных и социально-экономических процессов, Инженерно-геологические изыскания, Географическое обоснование проектов развития территории, Территориальные рекреационные системы, Пространственное развитие и территориальное планирование и др.
объем образовательной программы: 120 з. е.
Педагогическая практика, технологическая (проектно-технологическая) практика, преддипломная.
ОПОП по направлению подготовки
05.04.02 География
https://mrsu.ru/ru/education/graduate/05-04-02-geografiya-geo/
уровень программы: бакалавриат
направление подготовки (специальность): 05.03.02 География
профиль подготовки: Прикладная география и геоинформацонное моделирование
квалификация: Бакалавр
нормативный срок обучения: 4 года
перечень ключевых дисциплин (не более 5): Геосистемный подход в территориальном планировании, Моделирование в физической географии, Моделирование в социально-экономической географии, ГИС в географии и проектной деятельности, Проектная деятельность в географии и др.
объем образовательной программы: 240 з. е.
Ознакомительная практика, физико-географическая практика, экономико-географическая практика, межзональная практика, почвенно-биогеографическая практика, гидрометеорологическая практика, социально-географическая практика, технологическая (проектно-технологическая) практика, преддипломная практика.
Дополнительная программа профессиональной переподготовки «Педагог» профиль География (1170 час.)
К обучению по программе профессиональной переподготовки "Педагог" допускаются студенты ВУЗов, школьные учителя, и лица с высшим образованием, соответствующим профилю География.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессиональной программы профессиональной переподготовки
«ПЕДАГОГ», профиль География
№ модуля |
Наименование разделов и тем |
Всего, часов |
Занятия
|
Форма контроля |
||
СР |
Лекции |
Семинарские занятия/ лабораторные занятия |
|
|||
Блок 1 |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (Общие дисциплины) |
|||||
Модуль 1 |
Школьная педагогика |
72 |
42 |
15 |
15 |
зач. |
Модуль 2 |
Возрастная и педагогическая психология |
72 |
38 |
17 |
17 |
зач. |
Модуль 3 |
Новые информационные технологии в учебном процессе |
72 |
24 |
16 |
32 |
зач. |
|
ИТОГО ПО 1 БЛОКУ |
216 |
104 |
48 |
64 |
|
Блок 2 |
ПРОФИЛЬНЫЙ (Специальные дисциплины) |
|||||
Модуль 4 |
История и методология географии |
72 |
30 |
16 |
16 |
зач. |
Модуль 5 |
Методика преподавания географии |
144 |
76 |
34 |
34 |
экз. |
Модуль 6 |
Практикум по географии |
72 |
42 |
0 |
30 |
зач. |
Модуль 7 |
Основы содержания школьного курса географии |
72 |
38 |
24 |
10 |
зач. |
Модуль 8 |
Инновации в школьном курсе географии |
72 |
30 |
16 |
16 |
зач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО ПО 2 БЛОКУ |
432 |
236 |
90 |
106 |
|
Блок 3 |
ВАРИАТИВНЫЙ |
|||||
Модуль 9/11 |
Современные средства оценивания результатов обучения/ Анализ и использование школьных учебников по географии |
72 |
42 |
0 |
30 |
зач. |
Модуль 10/12 |
Научные основы школьного курса географии / Организация и содержание внеклассной работы по географии |
72 |
42 |
15 |
15 |
зач. |
|
ИТОГО ПО 3 БЛОКУ |
144 |
84 |
15 |
45 |
|
Блок 4 |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА |
|||||
|
Педагогическая практика |
6 недель |
зач. |
|||
|
Итоговая аттестация: |
итоговый квалификационный экзамен
|
экз. |
|||
ИТОГО |
|
1170 |
|